Немного о запретах.
консультация на тему

Башнина Юлия Анатольевна

Как и что запрещать ребенку. Напоминалка для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaprety.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Немного о запретах.

 По словам психологов, в жизни каждого ребенка должны быть правила, ограничения, запреты.  Это утверждение каждый взрослый трактует по своему – основываясь на своем опыте и представлениях о воспитании.

 Разрешать все? Страшно избаловать…  Наоборот, запрещать как можно больше, воспитывая идеально послушного ребенка?

 Пока ребенок маленький с запретами чуть проще – мы запрещаем ребенку то, что может причинить ему физический вред. Нельзя залезать на подоконник, нельзя подходить к горячей плите, нельзя играть с острыми предметами. Все логично – мы беспокоимся за здоровье детей и ограничиваем их активность.

 Ребенок растет и запретов становится больше. Нельзя бегать, громко кричать, перебивать взрослых и так далее. Логичные для взрослых запреты – и совсем непонятные для ребенка.

 А взрослые часто просто забывают (или ленятся, или не задумываются сами?) объяснить малышу, чем обосновано очередное «нельзя»: «Нельзя, потому что я так сказал» или «Нельзя и точка».

 Или другой вариант – ребенку, наоборот, все можно. Кроме, разумеется, того, что может причинить ему вред.

 Полярные стили воспитания, которых все-таки объединяет одно обстоятельство – и в том, и другом случае страдает ребенок.

 Детские психологи категоричны в этом вопросе: ребенку нужны границы. «Ребенку нужны ограничения и нужна структура, потому что на нее можно опираться, а опираться на хаос невозможно» (И.Млодик «Книга для неидеальных родителей»). « Границы дают ребенку ощущение почвы под ногами» (М.Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»).

 Правила нужны, но родители не могут и не должны ограничивать каждый шаг ребенка. Конечно, если они хотят вырастить самостоятельного, думающего, умеющего отвечать за свои поступки, человека.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» доступно объясняет, какими должны быть границы и как их строить.

Вот эти правила:

1. Правила – ограничения, требования, запреты – обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Границы делают мир ребенка более предсказуемым и постоянным.

2. Правил - ограничений, требований, запретов – не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Условно разделим правила и ограничения на четыре зоны:

Зеленая зона.


Сюда будет входить все то, что разрешается делать ребенку по его собственному желанию и усмотрению.

Желтая зона.

Это те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. То есть ребенок может действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ.

Например, можно пойти в гости к другу, но только на два часа.

Оранжевая зона.

Здесь находятся такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются.

Например, ребенку разрешают лечь спать позже из-за семейного праздника.

Красная зона.

Действия  ребенка, неприемлемые не при каких обстоятельствах. Категорические «нельзя», из которых не делается исключений, табу.

Например, в семье запрещено повышать голос на родителей.

В каждой семье будут свои «цветные» правила. Но их обязательно нужно обсудить с ребенком, объяснить ему, чем вызвано то или иное требование.

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Запрещать ребенку бегать, когда он не может не бегать неправильно. Но можно обсудить, где именно он может бегать, а где нужно по-другому выразить желание двигаться.

4. Правила – ограничения, требования, запреты – должны быть согласованы взрослыми между собой.

Обязательно! Единые требования всех членов семьи – эта та же стабильность для ребенка.

Взрослым, воспитывающим ребенка, важно договориться о том, чего категорически делать нельзя. Кроме того, взрослые должны обсудить и единые способы реагирования на нарушения запрета. Что мы будем делать, если ребенок нарушил табу? Как поступим, что скажем?

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Запрет нужно коротко объяснить ребенку. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.

Важно и самим не нарушать поставленные запреты и требования – что бы взрослые не говорили, дети, прежде всего, смотрят на поведение родителей. Так что если ребенку нельзя устраивать беспорядок в своей комнате, то и родителям важно следить за порядком на своей территории.

Иначе запреты будут просто бесполезны.

 Только уважение ребенка к взрослому сделает запрет действенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны запреты?

Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....

консультация для родителей "Запреты и ограничения "

как учить детей правилам повидения...

Консультация для воспитателей «Правила, запреты и детская агрессивность»

Что такое границы и правила в детском саду? Как понимается симптоматика детской агрессивности? В случае так называемы трудновоспитуемых детей непросто определить, когда ...

Конспект занятия по ОБД (основы безопасности деятельности) Тема: «Экстремальный запрет в быту» /младшая группа/ «Тили – бом! Тили – бом! Не играй дружок с огнём!»

Сформировать у детей представления об опасном для жизни и здоровья предмете (спички).    Познакомить с предметом, который может быть источником опасности.-  Помочь запомнить потешку «Ти...

Значение запретов в жизни ребенка

Значение запретов в жизни ребенка или, как научится говорить малышу «нет».      Каждый человек в современном обществе считает себя свободным.  Это, конечно, так, но до оп...

Запреты и ограничения - необходимые атрибуты воспитания

Данный материал содержит информацию о воспитании детей, запретах и ограничениях. Что можно  позволить ребенку делать. а что нужно ограничить....

"Запреты"

Консультация для родителей...