Немного о запретах.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Немного о запретах.
По словам психологов, в жизни каждого ребенка должны быть правила, ограничения, запреты. Это утверждение каждый взрослый трактует по своему – основываясь на своем опыте и представлениях о воспитании.
Разрешать все? Страшно избаловать… Наоборот, запрещать как можно больше, воспитывая идеально послушного ребенка?
Пока ребенок маленький с запретами чуть проще – мы запрещаем ребенку то, что может причинить ему физический вред. Нельзя залезать на подоконник, нельзя подходить к горячей плите, нельзя играть с острыми предметами. Все логично – мы беспокоимся за здоровье детей и ограничиваем их активность.
Ребенок растет и запретов становится больше. Нельзя бегать, громко кричать, перебивать взрослых и так далее. Логичные для взрослых запреты – и совсем непонятные для ребенка.
А взрослые часто просто забывают (или ленятся, или не задумываются сами?) объяснить малышу, чем обосновано очередное «нельзя»: «Нельзя, потому что я так сказал» или «Нельзя и точка».
Или другой вариант – ребенку, наоборот, все можно. Кроме, разумеется, того, что может причинить ему вред.
Полярные стили воспитания, которых все-таки объединяет одно обстоятельство – и в том, и другом случае страдает ребенок.
Детские психологи категоричны в этом вопросе: ребенку нужны границы. «Ребенку нужны ограничения и нужна структура, потому что на нее можно опираться, а опираться на хаос невозможно» (И.Млодик «Книга для неидеальных родителей»). « Границы дают ребенку ощущение почвы под ногами» (М.Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»).
Правила нужны, но родители не могут и не должны ограничивать каждый шаг ребенка. Конечно, если они хотят вырастить самостоятельного, думающего, умеющего отвечать за свои поступки, человека.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» доступно объясняет, какими должны быть границы и как их строить.
Вот эти правила:
1. Правила – ограничения, требования, запреты – обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Границы делают мир ребенка более предсказуемым и постоянным.
2. Правил - ограничений, требований, запретов – не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Условно разделим правила и ограничения на четыре зоны:
Зеленая зона.
Сюда будет входить все то, что разрешается делать ребенку по его собственному желанию и усмотрению.
Желтая зона.
Это те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. То есть ребенок может действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ.
Например, можно пойти в гости к другу, но только на два часа.
Оранжевая зона.
Здесь находятся такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются.
Например, ребенку разрешают лечь спать позже из-за семейного праздника.
Красная зона.
Действия ребенка, неприемлемые не при каких обстоятельствах. Категорические «нельзя», из которых не делается исключений, табу.
Например, в семье запрещено повышать голос на родителей.
В каждой семье будут свои «цветные» правила. Но их обязательно нужно обсудить с ребенком, объяснить ему, чем вызвано то или иное требование.
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Запрещать ребенку бегать, когда он не может не бегать неправильно. Но можно обсудить, где именно он может бегать, а где нужно по-другому выразить желание двигаться.
4. Правила – ограничения, требования, запреты – должны быть согласованы взрослыми между собой.
Обязательно! Единые требования всех членов семьи – эта та же стабильность для ребенка.
Взрослым, воспитывающим ребенка, важно договориться о том, чего категорически делать нельзя. Кроме того, взрослые должны обсудить и единые способы реагирования на нарушения запрета. Что мы будем делать, если ребенок нарушил табу? Как поступим, что скажем?
5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Запрет нужно коротко объяснить ребенку. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
Важно и самим не нарушать поставленные запреты и требования – что бы взрослые не говорили, дети, прежде всего, смотрят на поведение родителей. Так что если ребенку нельзя устраивать беспорядок в своей комнате, то и родителям важно следить за порядком на своей территории.
Иначе запреты будут просто бесполезны.
Только уважение ребенка к взрослому сделает запрет действенным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны запреты?
Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....
консультация для родителей "Запреты и ограничения "
как учить детей правилам повидения...
Консультация для воспитателей «Правила, запреты и детская агрессивность»
Что такое границы и правила в детском саду? Как понимается симптоматика детской агрессивности? В случае так называемы трудновоспитуемых детей непросто определить, когда ...
Конспект занятия по ОБД (основы безопасности деятельности) Тема: «Экстремальный запрет в быту» /младшая группа/ «Тили – бом! Тили – бом! Не играй дружок с огнём!»
Сформировать у детей представления об опасном для жизни и здоровья предмете (спички). Познакомить с предметом, который может быть источником опасности.- Помочь запомнить потешку «Ти...
Значение запретов в жизни ребенка
Значение запретов в жизни ребенка или, как научится говорить малышу «нет». Каждый человек в современном обществе считает себя свободным. Это, конечно, так, но до оп...
Запреты и ограничения - необходимые атрибуты воспитания
Данный материал содержит информацию о воспитании детей, запретах и ограничениях. Что можно позволить ребенку делать. а что нужно ограничить....
"Запреты"
Консультация для родителей...