Саморегуляция двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Коремина Светлана Николаевна

Проблема формирования саморегуляции двигательной активности очень актуальна для практических психологов дошкольных учреждений, и особенно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка активно развивается произвольность. Решение этих вопросов создает базу для поведения будущих школьников. Данная статья с применением практического материала предоставляет возможность решения этого вопроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МБДОУ № 199

Коремина Светлана Николаевна  

г. Нижний Новгород

2015 год

Формирование элементов саморегуляции двигательной активности у старших дошкольников

Проблема формирования саморегуляции двигательной активности очень актуальна для практических психологов дошкольных учреждений, и особенно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка активно развивается произвольность. Решение этих вопросов создает базу для поведения будущих школьников. Кроме того, знакомство с приемами саморегуляции может быть важным в коррекции такого очень распространенного в наше время нарушения, как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). В данной статье предлагается арсенал игр и упражнений на выполнение определенных правил, с помощью которых и происходит тренировка саморегуляции двигательной активности.

Произвольная саморегуляция должна тренироваться и развиваться в эмоционально привлекательной форме, что мотивирует усилия ребенка по самоконтролю. Этому способствует ведущий вид деятельности дошкольника - игра. Игры и упражнения можно выполнять вначале индивидуально с каждым ребенком, потом в небольших группах, в которых дети учатся не только сдерживать двигательную расторможенность, но и учатся взаимодействовать со сверстниками. Предложенные игры могут проводиться не только педагогами, но и дома, в кругу семьи.

«Найди и промолчи»

Ребенку показывают какой-то предмет, затем предлагается закрыть глаза, в это время ведущий прячет предмет на видном месте. Задача игрока - найти спрятанный предмет, не помогая при этом руками, не показывая своего эмоционального состояния, подойти к водящему и шепотом, на ушко объяснить, где находка.

«Тише едешь, дальше будешь»

Водящий, повернувшись спиной к детям, произносит слова «Тише едешь, дальше будешь», в это время игроки идут в его сторону. По сигналу «Стоп», игроки должны остановиться и замереть. Водящий поворачивается и проверяет, как выполняется его команда. Нарушителя отправляют назад. Как только игроки добираются до водящего, дотрагиваются до него и убегают. Тот, кого поймали – становится водящим.

«Запретное движение»

Водящий предлагает детям выполнить разные движения по показу, кроме 1-2 запретных, например подпрыгивание и приседание. Дети выполняют все, кроме запрещенных.

«Носим кубики на голове»

Детям предлагается поместить легкий кубик на голову и удерживать там как можно дольше. Дети могут первоначально выполнить задание стоя, а затем попытаться подвигаться, нося кубик на голове.

«Домик»

В центре зала расстилается небольшое покрытие – «домик». Дети под музыку свободно двигаются по залу – «гуляют». Через некоторое время музыка замолкает, ведущий говорит: «Пошел дождь». По этой команде все участники должны «спрятаться в домике» (встать на покрытие). Затем снова «выходит солнышко» и игра повторяется, но покрытие каждый раз сворачивается, и «домик» уменьшается по площади.

«Строим башню»

Башня из кубиков

Участники игры встают в круг. Всем раздается по 2-3 кубика. По команде ведущего дети строят башню, по очереди выставляя кубики один на другой (важно строгое соблюдение очередности). Участники стараются построить как можно более высокую башню.

Башня из рук

Дети стоят в кругу. Ведущий выставляет вперед правую руку, четыре пальца которой согнуты в кулак, а большой палец поднят вверх. Следующий по кругу ребенок берется своей правой рукой за большой палец ведущего, а свой большой палец поднимает вверх и т.д. Затем присоединяются левые руки, после чего можно сделать башню движущейся: первая рука снизу переносится наверх, затем это последовательно повторяется всеми участниками.

«Небо, земля, вода»

Дети выбирают, кем они хотят быть: «птицами», «зверями» или «рыбами». Таким образом, все участники делятся на три группы. У каждой группы свой «домик», из которого животные могут свободно выходить и двигаться («летать», «бегать», или «плавать») только тогда, когда ведущий назовет среду их обитания.

«Золото пирата»

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне зала. У противоположной стены размещается «золото пирата» (кубики, сундучок с мелкими игрушками) и сам «пират», который его охраняет. «Пират» стоит спиной к участникам и «золоту», но может в любой момент повернуться и посмотреть после того, как громко скомандует «Оп». Дети перемещаются по залу, берут «золото»  и уносят его к себе в дом, пока пират стоит к ним спиной. Когда пират поворачивается, участники должны остановиться и замереть. Если пират заметит движение какого-то участника, последний должен будет вернуться на исходную позицию.

Игра «Закрутились карусели…

Дети берутся за руки, встают в круг. Ведущий читает стихотворение:

                                Закрутились карусели,

завертелись и запели:

«Все быстрей лети вперед,

А теперь наоборот-

Замедляй качели ход»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные ...

Презентация для родительского собрания в старшей группе по теме "Развитие двигательной активности для детей старшего дошкольного возраста"

      Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшае...

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений...

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...

«Формирование мотивов двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Сегодня мы будем говорить о двигательной активности, а именно о формировании мотивов к этой самой активности ведь потребность в движении дана человеку природой. Растущий организм особо нуждается в дви...