Методика диагностики внутрисемейных отношений
тест (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Детский рисунок может очень многое рассказать о чувствах и переживаниях Вашего ребенка, может помочь лучше понять его, а интерпретация изображения, приведенная ниже подсказать, как и чем можно исправить ситуацию.
Скажите ребенку: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, взрослый должен просто повторить инструкцию. Задайте вопросы:
- Скажи, кто тут нарисован?
- Где они находятся?
- Что они делают?
- Им весело или скучно? Почему?
- Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
- Кто из них самый несчастный? Почему.
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок, в дошкольном возрасте, может и склонен делать. Поэтому если ребенок не отвечает на них, то не следует настаивать на ответе.
В изображении семьи рисование людей с соединенными руками является показателем психологического благополучия. Ребенок нарисовал руки у всех членов семьи, но «забыл» нарисовать их себе (или нарисовал непропорционально маленькими) – это может быть связанно с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.
Рисование зубов и выделение рта. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.
На тревожность ребенка указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные), тенденция к штриховке (особенно – к размашистой). Самоисправления (особенно частые, бессмысленные: когда они не ведут к улучшению результата) – показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но и практически во всех поведенческих проявлениях. «Тревожная линия» - длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится ее провести всю сразу. К показателям тревоги относиться линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.
Показатели благоприятной семейной ситуации: изображение всех членов семьи, преобладание в рисунке людей (по сравнению с предметами), отсутствие изолированных членов семьи, общая деятельность членов семьи или их повернутость друг к другу.
Уменьшение или увеличение состава семьи является признаком нарушения межличностных отношений. Отсутствие какого-либо члена семьи говорит о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему. Часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связанно с конкуренцией с ними. К показателям конфликтности в семье относятся барьеры между фигурами, например, разделенность фигур деревьями, предметами мебели или просто чертой, несоответствие словесного описания и рисунка.
Враждебность в семейной ситуации показывает агрессивная позиция какой-нибудь фигуры, зачеркнутые фигуры, деформированная фигура. На агрессивность указывают также поднятые вверх или раздвинутые руки с длинными пальцами.
Случай, когда ребенок не рисует себя (или рисует себя непропорционально маленьким, или в изоляции от других, или неподвижным по сравнению с другими фигурами, или стоящим спиной), особенно в сочетании с расположением фигур на нижней части листа, общим уменьшением размера фигур, слабой, прерывистой линией, - указывает на неприятие ребенка в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, отверженность. Это же следует предположить в случае, когда ребенок вместо семьи рисует только себя.
При анализе особенностей рисования фигур следует сравнивать их между собой по величине, прорисованности отдельных деталей, особенностей изображения отдельных частей тела. Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть выражением чувств ребенка к ним или представлений ребенка об отношении к нему. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.
Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных деталей тела (головы, рук, ног) может указывать на негативное отношение к человеку, а также на агрессию по отношению к нему.
Если ребенок нарисовал себя самым большим или равным по величине с родителями, то это связано либо с эгоцентричностью ребенка, либо с соревнованием за родительскую любовь с братьями или сестрами. Большие, через весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к лидерству дети.
При анализе процесса рисования следует обращать внимание на последовательность изображения членов семьи, возвращение к уже нарисованным фигурам, деталям, последовательность изображения отдельных частей фигур, стирания, спонтанные высказывания.
Как правило, первым ребенок изображает наиболее значимого, эмоционально близкого человека. Чаще – это фигура матери или самого ребенка, реже – отца или братьев и сестер. Если ребенок рисует мать последней, то чаще всего это связано с негативным отношение к ней.
Если ребенок начинает рисунок с изображения различных предметов, то это, вероятнее всего, защита от неприятного ему задания.
Возращение к доработке уже нарисованных фигур отражает их значимость для ребенка. Стирание нарисованного может быть обусловлено как позитивным, так и негативным отношением ребенка к тому, что он нарисовал. Определяющим моментом является конечный результат перерисовывания: если оно не привело к значительному улучшению изображения, то это выражает конфликтное отношение ребенка к изображаемому члену семьи. На конфликтность отношений указывают паузы перед рисованием.
Аналогичные детали и цвета в рисовании двух фигур, например, матери и дочки, можно объяснить, как стремление дочки быть похожей на мать, идентификацию с ней, хорошие эмоциональные контакты.
Если ребенок раскрашивает рисунок, то следует обратить внимание на такие цвета: черный, который символизирует агрессию, неуравновешенность; красный – активность, общительность, склонность к лидерству; коричневый - нездоровье. Насыщенность темных тонов – это показатели напряженного эмоционального состояния ребенка, усталости. Дополнительную информацию о цветовой интерпретации можно получить в цветовом тесте Люшера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".
Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...
Методика диагностики эмоционального отношения ребенка к себе и к окружающим.
методика позволяет исследовать как ребенок относится к самому себе, к членам своей семьи и окружающим. очень информативная методка....
"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"
В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин...
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам....
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин...
Диагностика внутрисемейных отношений в семье
laquo;Я и моя семья»...