Методика диагностики эмоционального отношения ребенка к себе и к окружающим.
материал (средняя группа) на тему

Риянова Ольга Ивановна

методика позволяет исследовать как ребенок относится к самому себе, к членам своей семьи и окружающим. очень информативная методка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Разноцветные домики».

        Цель: исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и к окружающим людям.

        Методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 9 лет. Проводится индивидуально. Включает в себя выполнение ребенком рисуночного задания и пояснений к нему в виде ответов на вопросы психолога.

        Необходимые материалы:специальный бланк с силуэтами домиков, расположенных определенным образом в пространстве листа (Приложение 1), набор карандашей не менее трех цветов.

Процедура проведения.

        Предварительно необходимо узнать состав семьи ребенка. Затем перед ребенком выкладывается бланк с нарисованными силуэтами домиков и сообщается инструкция: представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь? (Рядом с домиком, который выбрал ребенок, можно написать его имя). Кого из своих родственников, друзей, знакомых ты поселишь в остальных домиках? Покажи, кого в какой домик ты поселишь.»

        В зависимости от состава семьи следует по очереди называть ребенку: «В какой домик ты поселишь маму, папу, бабушку, дедушку, воспитательницу?». Рядом с домиками делаются соответствующие пометки. После заселения всех домиков, можно спросить: «Есть кто-то еще, кого бы ты хотел поселить на полянке с домиками?» Если ребенок высказал такое пожелание, предложите ему нарисовать домик, выяснив, в каком месте следует дорисовать домик, ориентируясь при этом на центральный домик. Может такое быть, что кого-то из членов семьи ребенок откажется поселить на полянке, тогда предложите для него нарисовать отдельный домик на другой полянке, например на обороте листа.

        После этого ребенку предлагается нарисованная таблица (Приложение 2) и набор из девяти карандашей. Предлагается инструкция: «Какого цвета карандаш тебе больше всего нравится? Раскрась им первое окошко таблички.» После того как ребенок закрасит окошко, карандаш убирается. И такую процедуру проделываем со всеми карандашами. В таблице количество окошек должно соответствовать количеству карандашей.

        Затем работаем опять с бланком с домиками. Выкладывается весь набор карандашей, которые уже не убираются. Дается инструкция: «Раскрась крышу своего домика любым карандашом. Какого цвета будет домик у мамы, папы и т. д.» Все домики необходимо раскрасить.

        Затем предлагается следующая инструкция: «Ты любишь ходить в гости? А любишь, когда к тебе приходят гости? Нарисуй дорожки между домиками, покажи кто будет ходить к тебе в гости?» Психолог стрелочками указывает кто будет ходить в гости к ребенку. А затем указывается к кому будет ходить ребенок в гости? Можно обозначить направления контактов стрелочками и тогда дорожки будут «оперенными» либо с одного конца, либо с другого, либо с обеих сторон. Что  очень информативно.

Обработка и интерпретация показателей.

        Пространственное расположение домиков оценивается следующим образом:

  • выбор центрального и самого большого домика — 3 балла.
  • Домики на ближней окружности к центру — 2 балла.
  • Самые дальние от центра домики — 1 балл.

По данной шкале оценивается выбор для каждого персонажа из списка.

        Цветовой выбор оценивается также по трехбальной шкале:раскраска домика первыми тремя цветами из индивидуальной таблицы предпочтений — 3 балла. Следующие три цвета — 2 балла. Последние три цвета — 1 балл. Каждому из персонажей начисляется балл предпочтений по цвету.

        Интенсивность и активность общения оценивается по количеству дорожек между домиками. Кроме того, двусторонние контакты оцениваются в 3 балла, односторонние контакты по инициативе ребенка — 2 балла,  односторонние пассивные контакты — 1 балл.

        В результате каждый персонаж оценивается:

  • по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1-3 балла).
  • По предпочтениям в цветовом оформлении домика (1 балл — неограниченное количество баллов).
  • По количеству и направленности контактов общения (1 балл — неограниченное количество баллов).

        На основании этих показателей можно судить об отношении ребенка к персонажу, выраженности потребности в общении с ним и установлении различных форм контактов.

        Показателями особого эмоционального отношения испытуемого к какому-либо персонажу служат различного рода дорисовывания на листе. Например, девочка просила дорисовать возле домика мамы корову, которых та, по словам ребенка очень любит.

Материал взят из журнала Психолог в детском саду, №4 2005 год.

Приложение 1. Бланк для методики.

Лист с домиками.

Квадратами обозначено место где необходимо нарисовать домик.

Бланк после проведения диагностики, вариант.

 2.  Таблица с окошками для раскрашивания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Таблица после раскрашивания (вариант).

1

2

3

4

5

6

7

8

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...

Методика диагностики внутрисемейных отношений

Методика диагностики внутрисемейных отношений...

Диагностика эмоциональных отношений в семье.) «Цветик-восьмицветик»

Диагностика эмоциональных отношений в семье.) «Цветик-восьмицветик»...

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 3 до 6 лет.Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет

Методика разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена для диагностики особенностей отношения ребенка к себе в период кризиса трехлетнего возраста....

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин...

Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями

Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями           Выполнил воспитатель...

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин...