Развиваем воображение дошкольника старшего возраста
статья по теме
Воображение (фантазия) - психологическая функция, направленная на создание новых образов.
Воссоздающее - создание образа по его описанию
Творческое - создание принципиально новых образов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voobrazhenie.docx | 345.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Воображение
( фантазия) - психологическая функция, направленная на создание новых образов.
Воссоздающее - создание образа по его описанию
Творческое - создание принципиально новых образов
Акцентирование - создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт.
Отдельные детали образа можно увеличивать или уменьшать до любых пределов, усиливать любые особенности формы.Этот прием лежит в основе создания шаржей и карикатур.
Агглютинация - создание нового образа путем соединения частей имеющихся представлений или образов. Так, например, появились такие мифологические и сказочные герои, как русалка, кентавр, Змей Горыныч и др.
Нарисуйте, или сложите из разрезных картинок (открыток, иллюстраций) Чудо-Юдо: один рисует или выкладывает голову, другой - туловище, третий лапы или хвост.
И обязательно обсудите кто это, как называется, чем питается, где живет и т. д.
Типизация - выделение существенного, повторяющегося признака или функции в объектах и его придание новым образам. Например: профессиональные образы врача, учителя.
Схематизация- сглаживание различий, выделение основных черт сходства.
Например - любой схематический рисунок
Гиперболизация - изменение предмета в размерах, выделение его отдельных частей. Вспомните Маленького Мука, с неимоверно большими ушами, Карлика Носа, страдающего от уродливого горба и огромного носа, Алису в стране Чудес, то вырастающую до потолка, то уменьшающуюся до размеров букашки.
«Полиномы фантазии»
В этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.
Ход игры:
Играющие загадывают любое слово из трех букв, можно использовать карточки с предметами. Например, слово «дом». Делим его на звуки и придумываем слова на каждый звук.
Д – дым, дырка, диван, душ…
О – ослик, оса, окно, огонь …
М – мыло, мяч, маска, магазин, медведь…
Потом выбираются по 1 слову из каждого ряда, и с ними составляется предложение. Это предложение может быть основой для нового рассказа.
Усложнение: на первый звук – слова, обозначающие предмет, на 2-й звук – слова прилагательные, на 3-й звук – обозначающие действие.
Кто больше?
ЦЕЛЬ: развитие речи, мышления
Ход игры: детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, давить, убежать и т.д.), а они должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например, убежать может: мальчик, преступник, время, молоко и т.д.
Комментарий: задание можно разнообразить, если предложить подбирать не только существительные, но и прилагательные или наречия. Например: бежать как? Быстро, медленно, сломя голову, спотыкаясь и т.д.
Какое слово объединяет эти предметы?
Если бы да кабы…
Цель: развитие воображения.
Взрослый говорит: «Если бы на улице было солнце, мы бы пошли гулять». И потом предлагает поиграть детям в «если бы», т. е. продолжить предложение, начинающееся словами «если бы».
Если бы крокодилы жили в городах …
Если бы кошки умели летать…
Если бы мальчики стали девочками…
Если бы мы были инопланетянами…
Если бы паутину плели слоны…
Если бы люди никогда не ссорились…
Представь.
Цель: развитие вербального (словесного) воображения.
Предложите ребенку игру: «Попробуй представить, что будет если… Например, представь себе, что открыли школу для кошек!
Или люди научились летать.
Или собаки стали разговаривать на человеческом языке.
Или ты в закрытой комнате, а ключа нет, как из нее выбраться?
Или, закончилась бумага, чем и на чем рисовать?
Или, исчезли все взрослые и т.д.».
Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.
Комбинирование
Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять. Основное условие – нельзя добавлять произвольные фигуры.
Что бывает …
Цель: развитие речи, мышления.
Ведущий придумывает прилагательное,
а задача играющих – назвать как
можно больше существительных,
обладающих этим признаком.
Радостный: праздник, случай, день, человек и т.д.
Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т.д.
Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому – то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т.д.
Три предмета.
Цель: развитие мышления, воображения.
Материал: карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).
Детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой - небо, вода, хрусталь.
- Теплый, пушистый.
- Сладкий, мягкий.
- Зеленый, ароматный.
- Звонкий, веселый.
- Черный, мрачный.
Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам.
Расскажи сказку по коллажу.
Взрослый задает наводящие вопросы:
* Кого вы видите на картинках?
* Как называется сказка?
* Что случилось с Машенькой?
* Как она спаслась от Медведя?
Придумай новый конец сказки, выбрав спасителя из следующих героев:
Отгадай сказку
Он пострадал
из-за собственной щедрости.
("Заюшкина избушка")
Он много хвалился,
за что и поплатился.
("Колобок")
Она была слишком доверчивой,
поэтому произошло несчастье.
(Шарль Перро. "Красная шапочка")
Они ушли, она пришла.
Они пришли, ее нашли.
("Три медведя)
Они очень хотели этого, а когда свершилось - заплакали.
("Курочка Ряба")
«ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ»
Цель: развитие воображения.
Материал: шкатулка ( коробочка), 5-6 разноцветных
геометрических фигур, платок.
Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурами и предложите детям сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать кто или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т.д.)
Например, если ребенок вытащил красный прямоугольник, то можно предложить сочинить сказку про белочку или лисичку. После того, как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другую фигуру и продолжает начатую сказку. Когда у каждого игрока будет по геометрической фигуре, новые не вытаскиваются. Сказка сочиняется дальше по очереди: каждый игрок придумывает действия со своим персонажем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения детей старшего возраста. Обобщение опыта.
Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленной на развитие воображения детей старшего возраста....
РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом тог...
Воображение и творчество у дошкольников старшего возраста
Воображение и творчество занимает очень важную роль в жизни дошкольников....
Почему важно развивать воображение у старших дошкольников посредством игры
В статье раскрывается важность развития вербального и невербального воображения у старших дошкольников посредством игры....
Формирование творческого воображения и оригинального мышления у дошкольников старшего возраста в НОД, с использованием элементов ТРИЗ.2
Основной идеей ТРИЗ является развитие творческого начала в каждом человеке....
Статья "Развиваем воображение дошкольников"
Предложенный материал будет интересен как родителям, так и педагогам, неравнодушным к всестороннему развитию дошкольников....
КАРТОТЕКА «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» Развиваем воображение дошкольников
Развиваем воображение дошкольников Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творч...