КАРТОТЕКА «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» Развиваем воображение дошкольников
картотека

Развиваем воображение дошкольников
 
Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.
 
«Закорючки». 
Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
 
«Клякса».
 На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
 
 
«Нарисуй настроение».
А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение  или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
 
«На что это похоже?»
Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
 
«ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ».
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.
Ход игры:
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:
-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.
Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.
 
«Незаконченные рисунки».
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.
Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей);
Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».
Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.
 
 
«Точка, точка».
Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.
 
«Рисунки с продолжением»
 В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.
 
«Сказочная путаница».
Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Развиваем воображение дошкольников

 

Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.

«Закорючки».

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Клякса».

 На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.


«Нарисуй настроение».

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение  или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.


«На что это похоже?»

Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

«ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ».

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

«Незаконченные рисунки».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей);

Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».

Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.


«Точка, точка».

Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.


«Рисунки с продолжением»

 В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.


«Сказочная путаница».

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.


«Простые рисунки»

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.

Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно.

Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их вместе со взрослыми. Затем предложите своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

«Смешинки».

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.


«Небылицы».

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении.  

«Сладкий арбуз»

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: "Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем". Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: "Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек". 

В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек. 

Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени, но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру. 


«Посмотри в окошко»

Увидев, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите: "Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?". Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит. 

Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка "похожим на бабушку или на дедушку".


«Разноцветные салфетки»

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: "Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?". 

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах. 

В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая - песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки. 


«Найди зайчика»

Если ребенок ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: "А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем". Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: "Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?". Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: "Вот и хвостик. Давай погладим его". В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: "Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать". 

«Дудочка» 

Покажите ребенку фломастер, карандаш или круглую палочку: "Посмотри, какая у меня есть дудочка. Послушай, как она играет". Затем "играет" на дудочке: "Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду". После этого предлагает подуть в нее ребенку, вновь повторяя слова потешки. 

Игру можно сделать совместной, если взять две "дудочки" и дудеть в них одновременно или по очереди. 


«Бабочки»
Для этой игры нужно приготовить небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги. Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: "Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели". Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок. 


«Курица и цыплята»

Если ребенок передвигает с места на место кубики, придвиньте один из них к себе и разбросайте рядом камушки (крупные пуговицы): "Посмотри, вот курочка. Она гуляет со своими детками-цыплятками. Она говорит им: "Ко-ко-ко. Клюйте зернышки, как я". Положите руку поверх кубика с выставленным вперед указательным пальцем, имитируя им клев, затем предложите сделать то же самое ребенку с кубиком и с камушками, изображая писк птенцов. 

Можно ввести в игру два кубика-курочки разных цветов и играть с ребенком параллельно. 

«Козлята и волк»

Положите на стол коробку из-под обуви и несколько маленьких кубиков: "Это козлята, а это их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вдруг прибежал волк (с помощью большого кубика или, сжав кисть своей руки, изобразите волка), хотел съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в свой домик. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем". Вместе с ребенком быстро спрячьте кубики в коробку. Волк убегает. По желанию ребенка игру можно повторить. 

Эту игру можно разнообразить, играя, например, в "зайчиков и лису", в "кошки-мышки", "воробышки и кошка" и пр. 

«Качели» 

Привяжите ленточку или шнурок к небольшой крышке (от духов, пластмассовой банки и пр.), предварительно сделав в ней отверстия, и скажите ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика (качает). А сейчас посажу на качели птенчиков (кладет в коробку маленькие шарики или пуговицы). Хочешь их покачать?». По ходу игры можно спрашивать у пупсика или птенчиков, не боятся ли они, в зависимости от «ответа» качели можно раскачивать посильнее или послабее. 

Качели можно превратить в карусели и весело раскручивать их. 

«Игры с проволокой»

Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: "Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?" Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит.

Затем взрослый говорит: "А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех". Покажите, как солнышко медленно поднимается. Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком.

После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. - "Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?". 

Взрослый: " А теперь на что это похоже?" (снова сворачивает проволочку в кольцо). Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку. 

Обыграв таким образом проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.

Приведенные примеры показывают, насколько разнообразными и неожиданными могут быть способы использования самых разных предметов. Для того, чтобы расширить возможности такого рода фантазий, нужно, чтобы в комнате было выделено специальное место для хранения предметов, не имеющих определенной функции. Таким местом могут стать коробки из-под обуви, пластмассовые или деревянные емкости разных разметов. В них можно хранить пуговицы, катушки, жестяные и пластмассовые крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, мягкие проволочки, отдельные детали конструкторов и мозаик. Имея под рукой все это богатство, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу, тропинку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в конфетки, катушку - в плиту и т.д. И вокруг каждого из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды. 

«Солнечные зайчики»

В эту игру весело играть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол. Следите за ними вместе с малышом и читайте стихотворение: 

Скачут побегайчики - 
Солнечные зайчики. 
Мы зовем их - 
Не идут. 
Были тут - 
И нет их тут. 
Прыг, прыг 
По углам. 
Были там - и нет их там. 
Где же зайчики? 
Ушли. 
Вы нигде их не нашли? 
(А. Бродский)

«На что это похоже?» 

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке. К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке. 

«Волшебные фигурки» 

Достаньте коробку с небольшими кубиками и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные кубики. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите кубики уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите малышу самому собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще. 

От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы, любые ритмические композиции. 

В запасе у родителей всегда должны быть интересные идеи, благодаря которым дорога станет приятным и полезным предвкушением отдыха или его достойным завершением.

«Отгадай слово (предмет, фрукт, сказочного героя)».

Вы задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет». 

«Что бывает сладким (красным, круглым, горячим)?»

Играющие, чередуясь, называют предметы, отвечающие этой характеристике. Кто первым быстро не сможет подобрать очередное слово, тот проиграл. 

«Сочиняем сказку вместе» 

Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает, затем опять вступает родитель и т. д. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории. 

«Зашифрованное послание»

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву. Ребенок должен угадать, что вы написали, а потом пусть и сам попробует «порисовать» в воздухе. 

«Игра в рифмы.»

Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями. 

«Пантомима.»

Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения (грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание). 

«Я положил в коробку...»

Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в коробку книгу». Второй играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в коробку книгу и карандаш». Следующий повторяет всю фразу и добавляет свое слово - и так далее - пока хватит терпения и памяти. 

«Рисунок того, чего не может быть.»

Цель: развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет.

Ребенок складывает лист бумаги пополам. В одной части листа нужно нарисовать то, что существует на самом деле, во второй части листа - такой же рисунок, но добавить детали, которых быть не может. Например, на одной стороне можно нарисовать обычный дождь, на другой – дождь из конфет. 

Игра «Море и небо» 

Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек. 

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море. После чего дети изображают: 

1) с помощью рук - море (волны, штиль, шторм); 

2) с помощью лица и ладошек - небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки). 

Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.

«Природное явление»

Придумайте одно или несколько новых природных явлений, которые могли бы происходить на Земле или какой-либо другой планете. Опишите условия возникновения, механизмы протекания и последствия этих явлений. 

«Фантастическое животное»

Придумайте животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до вас никто не придумывал - которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах. Если есть возможность, нарисуйте это животное, отсканируйте и пришлите. Придумайте ему фантастическое имя. Опишите, как оно выглядит, двигается, питается, размножается. Где живет это животное? С кем дружит? Есть ли у него враги? 

«Представь себя...».

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное».

В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».

Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня».

В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

«Гусеница из камней»

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

«Космическое путешествие»

  • Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
  • Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
  • Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

«Необитаемый остров»

  • Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
  • Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.
  • Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
  • Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

«Составь загадку»

Игра развивает воображение, мышление

Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

«Волшебные превращения»

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.


«Для чего я хорош?»

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

«Лепка»

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

«Кулики, конструкторы»

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

«Вечерние окна»

Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

Пофантазируйте вместе с ребенком.

«Облака»

Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

«Поможем художнику»

(игра на развитие умения творчески воображать ситуацию)

Эта игра принесет вам радость совместного творчества, сблизит вас с ребёнком, научит лучше понимать друг друга. Перед этой игрой на листе бумаги нарисуйте схематическое изображение человека. Буквально так: «Ручки, ножки, огуречик…». Приготовьте еще цветные карандаши или фломастеры.

Скажите ребёнку, что ваш знакомый художник не успел дорисовать картину, и сейчас вы ему поможете. Пусть ваш малыш придумывает, что хочет про этого человечка, а вы рисуйте все его выдумки, хотя можно и вместе обсуждать разные варианты.

Придумайте, кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка). Какого цвета будут глаза? Придумали? Рисуйте, не смущаясь тем, как это у вас получается, все равно для ребёнка это будет большой радостью. Какого цвета волосы? Как одеть человечка? Обсудите всё в деталях. Можно придумать и нарисовать, что у человека в руках, что рядом с ним.

После того как вы решите, что рисунок закончен, можно вместе (а потом и малыш самостоятельно) придумать, как зовут вашего человечка, куда он идет, что там случится.

Игру эту можно проводить много раз, дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветок, да и всё, что придумается.

Эта игра особенно дает почувствовать радость творчества детям, не очень уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый, большой и всезнающий, будет всё это выполнять! Многие дети с каждым разом все смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно если взрослые охотно принимают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Двигательная активность на прогулке. Подвижная игра, как способ развития творческого мышления и воображения дошкольников»

ВведениеВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные ...

Развитие интеллекта и творческого воображения дошкольников

Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Однако, в современных ДОУ в основном проводится коррекцио...

Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста

На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Картотека "Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения" будет очень полезна не только воспитателям. но и родителям дошколников....

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников ( внимание, память, мышление, воображения, восприятия, тонкой моторики) - рекомендации для родителей

Развитие ребёнка всегда успешнее, если воспитатели и родители делают это вместе с интересом и увлечением....

КАРТОТЕКА «Игры с мячом для познавательного развития дошкольников 4-5 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 27 «Сказка»           Картотека «Игры с мячом для познава...