Певческие умения в развитии музыкальности детей
консультация на тему
Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым полноценным членом общества, нашедшим свое место в жизни. Для этого человек должен быть индивидуальностью, личностью. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.
Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.
Они заключаются в следующем:
1. Развивать музыкальные способности:
- эмоциональную отзывчивость на музыку;
- ладовое чувство;
- музыкально – слуховые представления
- чувство ритма
2. Формировать основы певческой и общественной культуры:
- эстетические эмоции;
- интересы, оценки;
- вокально-певческие умения и навыки.
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. В своей работе по обучению детей пению я считаю необходимым:
- Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
- При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
- Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
- Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);
- Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен), праздниках;
- Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше 46%.
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя, руки свободно расположены вдоль туловища.
Для развития вокальных и певческих навыков я использовала певческие упражнения в определенной системе. Каждое упражнение имеет какую – то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков.
В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:
– правильному звукообразованию;
– правильному дыханию;
– хорошей дикции;
– чистоте интонаций;
– ансамблю – стройному согласованному пению.
Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее: в начале учебного года я использовала упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение голоса. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
В своей работе я использую приемы:
– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.
– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала “Вальс” Е. Тиличеевой, предлагая детям пропеть его на разные слоги (ля, ли и т.д.)
– Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие). Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую короткие песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания. В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей “мягкой атаки” звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей “тянуть звуки”, “протягивать концы музыкальных фраз”. В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность. Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического рисунка.
Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.
Чистота интонации так же зависит от музыкального кружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я использую некоторые приемы:
- Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
- Использую пение без инструментального сопровождения, как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
- Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
- Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, пение по рядам и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга;
- Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
- Фальшиво поющих детей я размещаю так, чтобы они ближе сидели ко мне и между поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией.
Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звукообразования, соответствующего характеру музыки. Поэтому я стараюсь чаще использовать яркое исполнение песни и образное слово на всех этапах разучивания песни. Все певческие навыки (дикция, дыхание и т.д.) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого – либо одного навыка. Развитие певческих умений и навыков – один из самых доступных, эффективных и плодотворных путей развития музыкальности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Роль певческой деятельности в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста».
Наиболее активно усваивают новый материал и уже делают первые шаги дети дошкольного возраста 5-7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития способностей в песенном творчестве. Имен...
Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ
Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...
Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2018 - май 2019 г.г.Вид проекта: педагогический с детьми младшей группы.Участники проекта: музыкальный руководитель, младшие дошкольники, р...
Консультация для родителей "Певческие умения в развитии музыкальности детей"
Основные цели, задачи певческого развития ребёнка....
Консультация для родителей на тему: «Речевые умения и развитие речи детей на разных возрастных этапах дошкольного детства»
Есть все основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речиЛ.С. Выготски...