Роль игры в нравственном воспитании детей
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения.
В игровой форме знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с детьми воспитатели и родители делают кукол, посуду, мебель, дома, транспорт для построения сюжетных игр: «Дочки – матери», «Хозяюшки», «Мой город» и т.д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
Через русские народные игры дети познают окружающий мир. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры для дошкольников. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д.
Хорошо использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные нравственные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Следует отметить значение игр с правилами в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Данный вид игры имеет готовый игровой материал и правила игры. Именно игровые правила доносят до сознания детей нравственные и моральные ценности. Игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку”.
Игры по родному городу помогают формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций: «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?», «Путешествие по городу», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?».
Игры, направлены:
- на развитие способностей детей познавать себя и других людей, на воспитание доброжелательного отношения к сверстнику и близкому человеку: («Волшебные камешки», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу», «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка расскажет обо мне», «Люблю своих близких»)
- на развитие эмоциональной осведомлённости, возможность брать пример с близких людей: ( «Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)
- на овладение детьми невербальными средствами общения: ( « Угадай кто я», « Зоопарк», « Скульптор», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Магнитизм благодарности»).
- на овладение детьми вербальными средствами общения: ( « Подари цветок», «Молчанка»).
- на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: («Разговор по телефону», « Как нам быть», « Вкусные слова», «Цветок красивых слов»).
Таким образом, игра, являясь осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается, способствует получению социального опыта, опыта чувств и становится его личным достоянием, которое ребенок может применять в других условиях.
«Согласованные движения»
Цель: развивать умение согласовывать движения, формировать произвольность поведения.
Взрослый предлагает детям стать в пару, повернуться друг к другу и выполнить вместе следующие движения:
покачать насос; отжать белье; погрести вёслами на лодке и так далее.
Игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...
Роль семьи в нравственном воспитании детей-дошкольников
Оченьинтересная подборка материала для проведения досуга "Сердце семьи", помогает оспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать...
Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...
РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
презентация "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего"
Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего...
Деловая игра с родителями "Роль родителей в нравственном воспитании детей" + памятки "Основы нравственных отношений в семье"
Нравственное воспитание - процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих ее моральный облик. Ребенок с первых дней связан с окружающими его людьми. Он пытает...
Роль игры в нравственном воспитании дошкольников
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представле...