Роль семьи в нравственном воспитании детей-дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Оченьинтересная подборка материала для проведения досуга "Сердце семьи", помогает оспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга. Предлагаю занятие,способствующее формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье как о людях, которые живут вместе любят друг друга, заботятся друг о друге
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расширение представлений детей о семье, родственных отношений | 38.5 КБ |
Представление детей о ценностях семьи | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «МОЯ СЕМЬЯ»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Цель – способствовать формированию у детей старшего дошкольного
возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе,
любят друг друга, заботятся друг о друге
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о семье, родственных отношениях;
- упражнять детей в умении рассказывать связно, последовательно о своей
семье, обогащать словарный запас детей, познакомить с новыми понятиями
племянник, племянница;
Развивающие:
- содействовать развитию у детей памяти, логического мышления и
творческого воображения с помощью игровых ситуаций, развивать
общительность и коммуникабельность;
Воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи,
- развивать чувство сопереживания и заботы
Материал и оборудование:
- иллюстрация на тему «Семья»,
- чудесный мешочек с метёлкой,
- сердечки,
- семейные фотографии детей,
- мольберт, фотоаппарат,
Предварительная работа:
- беседа с детьми о семье, родственниках;
- объяснение значений незнакомых слов, встречающихся в тексте стихотворений
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационная часть.
Воспитатель – сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что есть у человека – о своей родной семье. А ещё мы с вами узнаем, почему дружная семья – это сильная семья
2. Основная часть.
Рассматривание иллюстрации на тему «Семья»
Воспитатель:
- кого вы видите на иллюстрации
- Как вы думаете: это чужие или родные между собой люди?
- Как можно назвать их одним словом?
- Как вы думаете, каких членов семьи не нарисовал художник?
- Как вы считаете, дружат в этой семье между собой дети и родители?
Рассказы детей о родственниках по фотографиям по схеме:
- Это я, меня зовут…
- Это моя мама, её зовут……
- Это мой папа, его зовут…
- Наша семья большая и дружная, потому что…
Воспитатель:
Мамину или папину сестру мы называем тётей,
А маминого или папиного брата – дядей.
А вы ему кто? (племянник, племянница)
Проговаривание нового слова хором и индивидуально.
Физ. минутка «А ты мне кто?»
- Если я твоя мама, ты мне кто?
- Если я твоя сестра, ты мне кто?
- Если я твой дедушка, ты мне кто? И т.д.
Сюрпризный момент с метёлкой.
Воспитатель показывает детям чудесный мешочек, предлагает отгадать
наощупь, что находится внутри и вынимает метёлку.
- Давайте попробуем сломать её целиком. Почему это трудно сделать?
- А теперь сломаем прутики по одному. Почему они легко ломаются?
Так и в нашей семье. Все вместе мы сильные, нам все по плечу, а если мы по одному, нас легко сломать, как эти прутики, обидеть.
Не зря говорят: «Семья – это сила», «Дружная семья и гору сдвинет».
Воспитатель: сейчас Ира нам расскажет стихотворение о дружной семье.
Ребенок
Папе руку протяну, маме руку протяну,
Город весь пройдём мы вместе,
А быть может, всю страну
Даже может быть до Марса
Всей семьёй мы долетим
Если только будем вместе
Если только захотим! (Л. Олифирова)
Воспитатель: ребята, а как вы заботитесь о своей семье, как вы помогаете своим родителям, своим младшим сестренкам, братишкам? …
Воспитатель: вот теперь, ребята, мы знаем, почему дружная семья – это сильная семья.
3. Заключительная часть.
Игра «Семейная фотография».
Дети двигаются по всему залу, по сигналу «Стоп-кадр!»
дети собираются «семьями» для фотографии и фотограф делает снимки.
В заключение дети собираются большой садовской семьёй со своей
мамой – воспитательницей.
Предварительный просмотр:
Досуг "Сердце семьи"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникации», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Цель: закрепить представление детей о ценностях семьи.
Задачи:
- Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
- Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
- Закреплять умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Материалы и оборудование: «Чудо-дерево» с семейными фотографиями детей; большое сердце – макет сердца семьи; набор сердец «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», «Хорошо-плохо»; набор предметов в чемодане для игры «Новоселье»; кувшин с водой для игры «Кувшин доброты»; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов. Беседы «Золотая мама», «Бабушки-старушки», «Семейные ценности», «Что такое счастье?», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната».Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Заплатка» Н. Носов «Грипп», «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский.
Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.
Загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу».
Оформление выставок: «Моя семья», «Моя любимая игрушка».
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
– Если в чудо веришь ты,
Мы о нём расскажем.
Если в чудо веришь ты,
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть –
Их не перечесть,
Но для вас особое Чудо из Чудес!
Открывается занавес, появляется Чудо-дерево
Его растила вся семья
Не месяц и не два,
Ему шептали мы всегда
Добрые слова.
И наше деревце росло
И выросло большим,
И стало крепкое оно
И мы его храним.
В листочке каждом нежность тут
И счастье для детей.
В них вера и любовь живут,
Надежда всех семей!
– Ребята, каждый найдите листочек со своей семьёй и встаньте рядом с ним. На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
– А кто ещё знает стихи о семье?
– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье.
Модель «Радость» устанавливается на сердце.
Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
Дидактическая игра «Подари семье радость» ( Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик»).
– Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта идёт.
Модель «Доброта» устанавливается на сердце.
– Чья доброта в семье нам помогает? Чтобы в нашей семье поселилось добро, оно должно быть в наших сердцах, мы сами должны быть добрыми. Кто помнит пословицу про добро? «Доброе дело, что дождь в засуху». Сейчас я превращу вас в дождинки, а себя в тучку. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам делать добрые дела.
Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты». (Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя. Воспитатель брызгает по очереди на детей из « кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали, пока играла музыка. Например: «Я – была капелькой и напоила цветочки водой. Я был капелькой и помог цыплёнку напиться водички!»).
– Пока мы играли, в наши двери стучали.
Воспитатель поёт под музыку:
– В доме слёзы, в доме драма.
Заболела гриппом мама.
Я в аптеку побегу,
Маме бедной помогу.
Я куплю таблеток кучу,
Двадцать носовых платков,
Десять штук больших шприцов,
Просто так, на всякий случай.
Если маме станет хуже,
Ей укол от гриппа нужен.
Я теперь за всё в ответе –
Грипп лечить умеют дети.
– Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых?
Модель «Заботливость» устанавливается на сердце.
Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Представьте, что у вас новоселье. Что это значит? Мы переехали в новую квартиру. Нужно помочь разобрать семейные вещи. Дидактическая игра «Новоселье».( Из большого чемодана дети достают вещи, принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их: очки, помада, газета, журналы, галстук и т.д.).
– Сразу стал уютным дом,
Нежность поселилась в нём.
Она во всех наших делах,
В глазах, улыбках и словах.
Она звенит, она поёт,
Она тепло и свет несёт.
Растопит лёд она любой,
Чтоб нас порадовать с тобой.
Модель «Нежность» устанавливается на сердце.
– Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата.
– Я от ваших слов согрелась, и даже ещё больше стала вас уважать! А Уважение в семье – это тоже очень важно!
«И старость не страшна, коль молодые уважают». Про кого эта пословица? Модель «Уважение» устанавливается на сердце.
Рассмотрим картинки и попытаемся разобраться, за какие поступки детей надо уважать, а какие недостойны уважения.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».(Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни).
Кто всегда со всеми ладит,
Шьёт, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чём не забывает.
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом сто раз простит.
Когда болеет ты, не спит? ….Мамочка
Он за меня готов сразиться
С драконом огненным, большим.
И если надо будет биться
С морским чудовищем самим.
Я так ценю его заботу,
Я с ним как будто в ярком сне,
Жаль, в понедельник на работу
Пора ему, и в садик мне. ….Папа
У неё уже с утра
Очень сложная пора:
Внуков в садик разбудить,
Завтрак приготовить,
И прибраться не забыть,
И не хмурить брови! …Бабушка
Он такой заводной,
И совсем не старый.
Он гуляет со мной
Утром по бульвару.
Он приходит за мной
В садик вечерами.
Он такой озорной
С белыми усами….. Дедушка
Это что за девочка?
С нею я играю.
Перед сном ей сказочку
Я всегда читаю.
Я её на улице
Зорко охраняю
Я её братишка –
Всем я объясняю! …Сестрёнка
Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.
Мы сами можем сделать себя счастливыми!
Хорошим поведением, заботой, уважением
Мы радуем родителей и бабушек своих,
За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная,
Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
– Сердечко нашей семьи заполнилось. В нём собрались вместе Доброта, Радость, Счастье, Уважение, Заботливость, Нежность.
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!
Модель «Любовь» устанавливается на сердце.
Любви всегда в семье есть место!
С ней никогда не будет тесно!
Любовь людей соединяет,
Руками нежно обнимает
И молодых и стариков,
Всем на земле даёт свой кров.
Сердце поднимается к потолку, с потолка летит дождь и воздушные шары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...
Роль семьи в нравственном воспитании ребенка
Методические рекомендации для педагогов....
Роль семьи в нравственном воспитании детей
Работа направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей.В статье говорится о том,чтобы советы и рекомендации, которые дают родителям, должны быть теоретичес...
Роль семьи в нравственном воспитании
Памятка для родителей...