"Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка"
статья на тему
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности.
Книги, сказки, спектакли являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
Произведения заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребёнка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребёнка, при чтении книг, просмотре спектаклей не должны забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям.
Для ребёнка каждый день несёт с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей и т.п.
Произведения не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребёнок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытывать радость любви и силу ненависти? Конечно из художественных произведений, и особенно из сказок. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Литература, искусство заставляют ребёнка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.
Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т. п.) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт дальнейшее развитие духовного мира детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...
Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей.
Данный материал представляется для ознакомления воспитателями детского сада. И содержит в себе влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей....
«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
Статья "Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка"
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, ...
День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...
консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...