Статья "Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка"
статья на тему
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности.
Книги, сказки, спектакли являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
Произведения заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребёнка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребёнка, при чтении книг, просмотре спектаклей не должны забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям.
Для ребёнка каждый день несёт с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей и т.п.
Произведения не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребёнок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытывать радость любви и силу ненависти? Конечно из художественных произведений, и особенно из сказок. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Литература, искусство заставляют ребёнка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.
Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т. п.) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт дальнейшее развитие духовного мира детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР
Особое место художественная литература занимает в всестороннем развитие ребёнка-дошкольника с ОНР 1. Только в устной речи ребёнок может услы...
Родительское собрание ранний возраст "Значение художественной литературы в развитии ребёнка"
Цель собрания: Подвести родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития....
"Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка"
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, ...
Роль художественной литературы в воспитании ребёнка.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее ...
Родительское собрание во 2 младшей группе " Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка"
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художествен...
консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...