Консультация для родителей "Упражнения для закрепления правил культурного поведения "
консультация (старшая группа) на тему
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
на тему:
«Упражнения для закрепления правил культурного поведения»
Подготовила: воспитатель
старшей группы Григорькина В.М.
Саранск, 2015г.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом, заведующей, муз. Руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминая, третьи –не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Например :мальчик входит в группу и сразу направляется к игрушкам.
Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: «Я уже здоровался там…» и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет, что здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения.. Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей – их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности .Пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Часто можно видеть, как дети в младших группах старательно складывают кофточки, шорты…, а в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы.
Значит воспитатели в средних группах, меньше внимания обращают на формирования у детей навыков и умений самообслуживания. Воспитатель вводит правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролирует его выполнение.
Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.
Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам известных художественных произведений.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа.
Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия. Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Целесообразно обсуждать ситуации положительного содержания. Например: «Как мы вместе трудились на участке», «Как помогали малышам», «Как нас выручил Миша»,
«Вера – моя помощница», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д. Воспитатель так направляет суждения детей (с помощью наводящих вопросов), чтобы в них содержались высказывания , свидетельствующие о понимании ребенка, что значит- хорошо дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т.д.); что значит- проявить доброжелательность
(относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь); что значит- проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли и т.д.); что значит- поступить по-товарищески (проявлять заботливое отношение друг к другу, умение прийти на помощь, поделиться, заступиться) и т.д. Большое влияние на нравственное воспитание – оказывает личный пример . Свои привычки , интересы, стиль своего поведения ,своё отношение к труду и к окружающим его людям малыш лепит с нас ,взрослых. Таким образом , любое наше действие ,любой наш поступок должен иметь глубокую воспитательную направленность. Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях.
Не только мы воспитываем наших детей. Но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами новые сложные вопросы.
Именно эти законы уже подсказали нам то, что воспитывать ребенка следует не скучной моралью и деспотическим приказом, а собственным нашим постоянным положительным примером и игрой . Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия.
- Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
- Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской обстановки.
- Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
- Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы. Например, в речевом запасе дошкольник могут быть понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Игра - средство формирования у дошкольников представлений и понятий современного этикета.
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствует правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки “Репа”. В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.
Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях.
Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра “Бояре, а мы к вам пришли”. Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.
В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.
Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при от-
работке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото “Как мы одеваемся” поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра “Настольный телефон”, в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир.
Не только мы воспитываем наших детей. Но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами новые сложные вопросы.
Именно эти законы уже подсказали нам то, что воспитывать ребенка следует не скучной моралью и деспотическим приказом, а собственным нашим постоянным положительным примером и игрой .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на закрепление правил культурного поведения.
Упражнения по закреплению правил культурного поведения....
Консультация для родителей "Основные правила культурного поведения дошкольников 4 -5 лет"
laquo;Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»...
Консультация для родителей: "Правила культурного поведения для дошкольника 4-хлет"
Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника четырёх лет. Методы, которые используют родители для привития детям навыков культурного поведения....
Статья "Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД"
Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД. Рекомендуемые по данной теме игры для проведения с детьми....
Консультация для родителей: «Правила культурного поведения детей 4 лет».
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет...
Консультация для родителей "Основные правила культурного поведения"
Консультация для родителей "Основные правила культурного поведения"...