Авторская программа "Пластилиновое чудо"
рабочая программа на тему
Авторская
дополнительная образовательная программа
детского объединения
«Пластилиновое чудо»
Художественно-эстетической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
С. БОЛЬШАЯ ЧЕРНИГОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
БОЛЬШЕЧЕРНИГОВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные
программы дошкольного образования « Детский сад №2»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ №2
СП «Детский сад №2» «ОЦ» СП «Детский сад №2»
протокол №___ от «___»_____2014г. __________Л.А. Бутенко
от «_____»______2014 г.
Авторская
дополнительная образовательная программа
детского объединения
«Пластилиновое чудо»
Художественно-эстетической направленности
Срок реализации - 2 года
Возврат обучающихся – 2-4 года
Составитель программы:
Огурешникова Алена Юрьевна – воспитатель
с. Большая Черниговка
2014 год
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1 Актуальность и новизна программы……………………...… ….…………
1.2. Отличительные особенности программы………………………………….
1.3. Цель и задачи программы ………………………………………………….
1.4. Основные участники реализации программы…………………………......
1.5. Нормативно-правовая и документальная основа………..….……………..
1.6. Особенности возрастной группы, режим занятий………………………..
1.7. Используемые формы организации процесса……………………………
1.8. Ожидаемые результаты…………………………………………………….
1.9. Формы контроля……………………………………………………………
1.10. Формы подведения итогов реализации программы……………………
2. Организационно-педагогические основы обучения
2.1 Принципы реализации программы
2.2 Психологическое обеспечение реализации программы
3. Учебно-тематическое планирование и содержание образовательной деятельности
3.1.Учебно – тематический план(1-ый год)
3.2.Содержание программы (1-ый год)
3.3.Учебно-тематический план (2-ой год)
3.4. Содержание программы (2-ой год)
4. Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы
5. Условия реализации дополнительной образовательной программы...........
5.1.Материально-техническое обеспечение программы........................................
5.2. Методическое обеспечение программы.............................................................
5.3.Воспитательная работа с родителями...................................................................
6. Список литературы ………………..…………………………………………..
7. Приложение……………………………………………………………...............28
Приложение 1……………………………………………………………...................19
Приложение 2…………………………………………………………………………20
Приложение 3……………………………………………………………....................22
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность и новизна программы.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
1.2. Отличительные особенности программы
Образовательная деятельность адаптирована к спецификам и особенностям преподавания в нашем СП «Детский сад №2». Изменения или дополнения в образовательной деятельности внесены на основе полученных диагностических материалов. Работа ведется с детьми, желающими и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе повседневной деятельности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста ( 2-4 лет) продолжительность обучения два года.
Учебная группа состоит из 8 детей.
Образовательная деятельность проводиться 1 раза в неделю, продолжительность 10 минут в 1 младшей группе,15 минут во 2 младшей группе.
В середине образовательной деятельности проводит – физкультминутки, гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.
Общее количество часов по программе – 36 часа.
Используется различные приемы эмоционального стимулирования (одобрения, поощрения, поддержка).
1.3. Цель и задачи.
Цель: художественно-эстетическое воспитание и развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать изобразительную деятельность детей.
- развивать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- воспитывать основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать интерес к процессу и результатам работы.
- сформировать умение проявлять дружескую взаимопомощь.
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- развивать сюжетно – игровой замысел.
- развивать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Познавательное развитие:
- развивать умение работать на заданном пространстве.
- формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Речевое развитие:
- развивать речь воспитанников, активизировать словарь.
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
1.4. Основные участники реализации программы
Воспитанники 2-4 лет, в количестве 8человек.
1.5. Нормативно-правовая и документальная основа
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании» от 10.02.1992г.
- СанПин 2.4.1.2791 – 10 2010 г.
-ФГОС ДО от 5 августа 2013 г.№ 661
1.6. Особенности возрастной группы, режим занятий
Данная программа разработана для детей дошкольного возраста (с 2 до 4 лет). Предусматривает два года обучения.
Занятия проводятся 1 раза в неделю:
10 минут в 1 младшей группе;
15 минут во 2 младшей группе.
1.7. Используемые формы организации процесса
По итогам освоения программы, дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
1.8. Ожидаемые результаты
К концу года воспитанники должны знать:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;
- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";
- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
- правила композиционного построения изображений.
Воспитанники должны уметь:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
1.9. Формы контроля
- индивидуальная
- групповая
- наглядный
1.10. Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов осуществляется в виде составления индивидуальных и коллективных готовых поделок-выставок, фотоотчетов.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
-постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
-тематические - по итогам изучения темы;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей
2. Организационно-педагогические основы обучения
2.1 Принципы реализации программы
Принципы организации обучения.
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи:
2.2 Психологическое обеспечение реализации программы
Создание доброжелательной атмосферы.
Соблюдение техники безопасности.
3. Учебно-тематическое планирование и содержание образовательной деятельности
3.1.Учебно – тематический план(1-ый год )
№ п/п | Наименование | Всего | Теория | Практика |
1. | Времена года (осень). | 4 | 1 | 3 |
2. | Вот какие листочки. | 4 | 1 | 3 |
3. | Червячок в яблочке. | 4 | 1 | 3 |
4. | Времена года (зима). | 4 | 1 | 3 |
5. | Елочный шарик. | 4 | 1 | 3 |
6. | Ежик на окошке. | 4 | 1 | 3 |
7. | Пушистые тучки. | 4 | 1 | 3 |
8. | Времена года (весна). | 4 | 1 | 3 |
9. | Сосульки заплакали. | 4 | 1 | 3 |
10. | Итоговая выставка детских работ. | |||
Итого: | 36 | 9 | 28 |
3.2.Содержание программы (1-ый год)
Месяц | Название | Задачи |
Октябрь | "Вот какие листочки". "Рябинка - огонек". | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: придавливать, примазывать, разглаживать. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, знакомить детей с натюрмортом. Продолжать учить детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к родной природе. |
Ноябрь | "Червячок в яблочке". "Сладенький вкусненький". "Елочка иголочка". | Закреплять умение работать пластилином: раскатывание, сплющивание, разглаживание поверхностей. Развивать мелкую моторику. Вызывать интерес к окружающему миру, продолжать учить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Продолжать учить смешивание пластилина. Продолжать учить раскатывать ровные жгутики, развивать мелкую моторику, освоение пластических особенностей пластилина. |
Декабрь | "Мы идем на карнавал". "Елочный шарик". "Золотая рыбка". | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Развивать фантазию, воображение. Продолжать вызывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. |
Январь | "Ежик на окошке". "Плавают по морю киты и кашалоты". | Развивать фантазию, воображение. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с самым большим представителем водной среды – китом. Продолжить знакомство детей со специальным жанром изобразительного искусства – анималистикой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластилинографии. Развивать воображение, композиционные навыки. |
Февраль | "Пушистые тучки". "Веселый вертолет". "Милой мамочке цветы -сердечки". | Развивать образное мышление. Закреплять умение работать в технике пластилинографии. Развивать воображение. Испытывать радость от создания работ. Закреплять умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его круговыми и прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Формировать композиционные навыки. |
Март | "Солнышко - колоколнышко". "Сосульки заплакали". "Матрешка". | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочуствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать шарик, сплющивать его на картоне. Упражнять в скатывании колбасок. Поддерживать в детях желание доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к изменениям в природе. Закреплять навыки скатывания и сплющивания пластилина. Стимулировать интерес к экспериментированию. Развивать фантазию. Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в технике пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. |
Апрель | "Звезды на небе". "Терем - теремок". | Учить детей передавать образ звездного неба. Закрепить навыки работы с пластилином. Научить делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики. Развивать композиционное и пространственное воображение. Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания. Закрепить способы работы в технике «пластилинографии». |
Май | "Луговые цветы". "Весенний коврик". | Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в технике пластилинографии. Побуждать передавать разнообразие природных форм луговых цветов. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес к цветам. |
3.3. 3.1.Учебно – тематический план(2-ой год )
№ п/п | Наименование | Всего | Теория | Практика |
1. | Времена года (осень). | 4 | 1 | 3 |
2. | Осенние деревья. | 4 | 1 | 3 |
3. | Кусочек сахарный. | 4 | 1 | 3 |
4. | Времена года (зима). | 4 | 1 | 3 |
5. | Новогодняя маска. | 4 | 1 | 3 |
6. | Кактус в горшочке. | 4 | 1 | 3 |
7. | Облака белогривые лошадки. | 4 | 1 | 3 |
8. | Времена года (весна). | 4 | 1 | 3 |
9. | Весенний коврик. | 4 | 1 | 3 |
10. | Итоговая выставка детских работ. | |||
Итого: | 36 | 9 | 28 |
3.2.Содержание программы (2-ой год)
Месяц | Название | Задачи |
Октябрь | "Осенние деревья". "Дары осени". "Золотой подсолнух". | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов. Продолжать учить детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «влияние одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к родной природе Закреплять умение работать пластилином: раскатывание, сплющивание, разглаживание поверхностей. Развивать мелкую моторику. |
Ноябрь | "Кусочек сахарный". "Зеленая красавица". | Вызывать интерес к окружающему миру, продолжать учить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Продолжать учить смешивание пластилина. Продолжать учить раскатывать ровные жгутики, развивать мелкую моторику, освоение пластических особенностей пластилина. |
Декабрь | "Новогодняя маска".
"Новогоднее украшение". "Рыбка в аквариуме". | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Развивать фантазию, воображение. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. |
Январь | "Кактус в горшочке". "Кто в море живет". | Развивать фантазию, воображение. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с самым большим представителем водной среды – китом. Продолжить знакомство детей со специальным жанром изобразительного искусства – анималистикой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластилинографии. Развивать воображение, композиционные навыки. |
Февраль | "Облака белогривые лошадки". "Веселые вертолеты". "Милой мамочке цветы". | Развивать образное мышление. Закреплять умение работать в технике пластилинографии. Развивать воображение. Испытывать радость от создания работ. Закреплять умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его круговыми и прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Формировать композиционные навыки. |
Март | "Солнышко покажись". "Сосульки до чего же хороши". "Чудо хохлома". | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочуствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать шарик, сплющивать его на картоне. Упражнять в скатывании колбасок. Поддерживать в детях желание доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к изменениям в природе. Закреплять навыки скатывания и сплющивания пластилина. Стимулировать интерес к экспериментированию. Развивать фантазию. Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в технике пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. |
Апрель | "Звезды и кометы". "Волшебный теремок". | Учить детей передавать образ звездного неба. Закрепить навыки работы с пластилином. Научить делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики. Развивать композиционное и пространственное воображение. Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания. Закрепить способы работы в технике «пластилинографии». |
Май | "На лугу растут цветы". "Весенний коврик". | Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в технике пластилинографии. Побуждать передавать разнообразие природных форм луговых цветов. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес к цветам. |
4. Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
5. Условия реализации дополнительной образовательной программы
5.1.Материально-техническое обеспечение программы
Художественные средства:
методические пособия и книги по пластилинографии;
энциклопедии;
литературные произведения (тематические).
Наглядные средства:
стенды (правила техники безопасности и др.);
технологические карты;
иллюстрационный тематический материал, презентации.
демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография.
Технические средства:
видео-аудио материалы
компьютер
проектор
интерактивная доска
магнитофон
цифровой фотоаппарат
5.2. Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр⎫ фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
-практический (ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам,⎫ изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы создания положительной мотивации обучаемых:
-эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
-волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
5.3.Воспитательная работа с родителями
Индивидуальные беседы.
Посещение родителями занятий и праздников.
Совместные занятия детей и родителей.
Разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.
6.Список литературы
1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.: Карапуз,2003.
2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. -М.:Карапуз,2004.
3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. -М.:Карапуз,2004.
4. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.– М.:АСТ: Астрель, 2006.
5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры.- М.:Карапуз,1999.
6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения- М.:ТЦ Сфера,2009.
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
8. Курнышева Л.Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»).
9.Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? - М.:Теревинф, 2006.
10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.– М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
11.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.
12. Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под редакцией Н.В. Серебрякова. – СПб.:КАРО,2008
13.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
14.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.
Приложения.
Приложение 1
Тематическое планирование 1 год обучения.
№ занятия | Тема занятия. | Количество |
1 | Вот какие листочки | 1 |
2-3 | Рябинка огонек | 2 |
4-5 | Червячок в яблочке | 2 |
6-7 | Сладенький вкусненький | 2 |
8 | Елочка иголочка | 1 |
9 | Мы идем на карнавал | 1 |
10 | Елочный шарик | 1 |
11-12 | Золотая рыбка | 2 |
13-14 | Ёжик на окошке | 2 |
15-16 | Плавают по морю киты и кашалоты | 2 |
17 | Пушистые тучки | 1 |
18-19 | Веселый вертолет | 2 |
20-21 | Милой мамочке цветы сердечки | 2 |
22 | Солнышко колоколнышко | 1 |
23 | Сосульки заплакали | 1 |
24-25 | Матрешка | 2 |
26 | Звезды на небе | 1 |
27-28 | Терем- теремок | 2 |
29-30 | Луговые цветы | 2 |
31-32 | Весенний коврик | 2 |
Тематическое планирование 2 год обучения
№ занятия | Тема занятия. | Количество |
1 | Осенние деревья | 1 |
2-3 | Дары осени | 2 |
4-5 | Золотой подсолнух | 2 |
6-7 | Кусочек сахарный | 2 |
8 | Зеленая красавица | 1 |
9 | Новогодняя маска | 1 |
10 | Новогоднее украшение | 1 |
11-12 | Рыбка в аквариуме | 2 |
13-14 | Кактус в горшочке | 2 |
15-16 | Кто в море живет | 2 |
17 | Облака белогривые лошадки | 1 |
18-19 | Веселые вертолеты | 2 |
20-21 | Милой мамочке цветы | 2 |
22 | Солнышко покажись | 1 |
23 | Сосульки до чего же хороши | 1 |
24-25 | Чудо – хохлома | 2 |
26 | Звезды и кометы | 1 |
27-28 | Волшебный теремок | 2 |
29-30 | На лугу растут цветы | 2 |
31-32 | Весенний ковер | 2 |
Приложение 2
Таблица оценки знаний, умений и навыков воспитанников,
развитие художественно-творческих способностей.
Критерии(индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Овладение основными знаниями:
- основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином; - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; - разнообразие техник работ с пластилином; - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; - о дымковской, хохломской и городецкой росписи; - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке; - основы композиции, выполненные в технике пластилинографии; - правила работы в коллективе. | Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала. | Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении. | Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении. |
Овладение основными умениями и навыками:
- следовать устным инструкциям педагога;
| Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога. |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога. | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На плоскости листа несоблюдается пропорциональность. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность, оригинальность | 1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом. 2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения. 3. Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую педагогом информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание. 4. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога. | 1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки. 2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения. 3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается. 4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности . | 1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога. 2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок. 3.Отвлекается, неусидчивый, невнимательный. 4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности. |
Приложение 3
Техника безопасности работы с пластилином
- и особенности используемого материала.
- Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
- Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
- Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, он должен:
- быстро согреваться в руках и становиться мягким;
- не крошиться, но и не размазываться, не таять;
- кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;
- с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;
- один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;
- легко лепиться к бумаге, картону, дереву;
- достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;
- легко отмываться с рук теплой водой.
- Правила подготовки рабочего места перед началом занятия
- Достань принадлежности лепки.
- Надень рабочую одежду.
- Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
- Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
- Правила поведения на занятиях кружка «Пластилиновые чудеса»
- На перемене не бегай и не прыгай , чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
- На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать воспитателя. Работай руками, а не языком.
- Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
- Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
- Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
- Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
- Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались, и он стал серым.
- Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
- Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
- Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
- В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
- Правила уборки своего рабочего места
- Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
- Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
- Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
- Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
- Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
- Сними рабочую одежду.
- Все принадлежности убери.
Этапы создания картин
1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.
2. Перенос эскиза на основу (картон, ДВП, стекло и т.д.) детьми.
3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.
5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках —технике мазка и технике барельефа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская сказка для детей "Чудо-шкатулка"
"Чудо-шкатулка" - это волшебная сказка для детей старшего дошкольного возраста.Она основана на принцине развивающей технологии ТРИЗ "Хорошо-плохо".Главными героями сказки является девочка Дарина и вол...
Авторская сказка "Чудо"
воспитывать у детей умение слушать художественное произведение, оценивать соответствующие возрасту детей действия и поступки персонажей, привлекать к посильному участию в драматизации. Активизация реч...
Авторская игра "Чудо-орешки"
Подбор родственных слов для подготовишек - дело, порой, очень непростое. Мы с ребятами любим играть игру "Чудо-орешки", которая помогает совершенствовать лексико-грамматический строй речи....
Значимые игрушки раннего возраста в авторском пособии «Чудо-книга»
Авторское пособие...
Авторское пособие "Чудо - кармашки"
Дидактическое пособие предназначено для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5-7 лет. Разработанное пособие является эффективным средством для развития дошкольников, а так же...
Авторская игра "Чудо - цветок"
Возрастная группа детей: дети младшего и старшего возраста Цель: упражнение в выкладывании недостающего элемента, ориентируясь на образец. Задачи: 1. Созд...
Авторское пособие "Чудо-Дерево"
универсальное дидактическое пособие для детей « Чудо-дерево». В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться. Мыслить самостоятельно, развивается мышление, стремление к зн...