О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителя
книга на тему

 Никитенко Анна Андреевна

Почему комиксы?

 

Основное правило общения с дошкольниками: помнить, что их мышление конкретно, они мыслят визуальными образами, картинками и живут в пределах конкретных ситуаций. У детей до 8 лет плохо развито абстрактное мышление.

Условно говоря, дети не видят дальше собственного носика и не понимают того, чего они не видят. Дети оперируют подсмотренными ими фрагментами ситуаций, похожими на эпизоды мультфильмов. Но им еще трудно понять, почему герои этих живых комиксов так себя ведут. Зато внешняя последовательность поступков людей, за которыми имеют возможность наблюдать дети, по‑обезьяньи ими запоминается и потом воспроизводится. Этот «рисуночный» уровень восприятия мира мало осознается, но крепко запоминается. К тому же ребенок видит их изо дня в день!

Какие бы морали мы потом ни читали детям, они будут вести себя так, как их научили в дошкольном возрасте. «Сам не знаю, почему…» Поэтому главная задача родителей – комментировать картинки, в которых дети видят мир. Иначе у них так и останется клиповое, бессодержательное мышление.  И они не узнают, что происходит за кулисами театра под названием «Жизнь».

Второе правило: простота и ясность, ясность и простота.

Второе правило общения с детьми‑дошкольниками состоит в том, что надо просто и ясно излагать свои мысли.

 

Памятка родителям

• Подбирайте простые и знакомые слова. Не забывайте демонстрировать то, о чем вы говорите.

• Используйте простые предложения – вместо сложноподчиненных, многословных. Говорите чисто, ясно, медленно, размеренно

• Избегайте намеков. Лучше прямо сказать «Мне грустно», чем ожидать, что ребенок сам догадается о вашем состоянии или состоянии персонажа сказки по поведению и выражению лица: «Посмотри, ротик у куклы улыбается. Ей весело!»

• Заменяйте абстрактные понятия конкретными. Например, вместо рассуждений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как в стихотворении Владимира Маяковского, лучше все‑таки показать конкретные примеры правильного поведения: «Берем один стульчик и ставим возле стола. Молодец! Берем второй стульчик и ставим его возле стола. Отлично! Сколько человек будет пить чай? Раз! Два! Сколько стульчиков? Раз! Два! Ура! Получилось! Всем хорошо!»

• Не забывайте поощрять детей за их старания. Учиться надевать платьице, завязывать шнурочки, скатываться с горки, плавать, делать что‑то из песка, заводить друзей, не бояться ветра, носить очки, помогать в саду, отправляться в аэропорт, банк, зоопарк, на почту, на пляж – все это значимо для дошкольников, потому что идет из мира их переживаний и образов. Важно сообщить им уверенность, что все неизвестное и загадочное, с чем они столкнутся в жизни, будет им по плечу.

• Внимание! Если не научить детей резвиться вместе, не пройти с ними этап ролевых игр, они так и «застрянут» на фазе «аутичных» занятий с самим собой.

• Старайтесь объяснять новое постепенно. Нельзя учить ребенка всему и сразу, размахивая руками и громко смеясь, что для вас‑то все легко и понятно, а ребенок не может все схватывать на лету.

Третье правило: следите, какие формулировки жизни вы используете.

Эти определения рассматривались в первой главе. Добавлю список эмоционально насыщенных реакций, которые слышат дети, становясь невольными свидетелями разговоров взрослых.

«Опять не повезло!» –  говорите вы, и ребенок тревожится: взрослым постоянно не везет, им угрожают непредвиденные обстоятельства.

«Этот Пупкин все время мне мешает  (завидует, действует против меня, что‑то замышляет)», – говорите вы кому‑то из домашних. «О, – думает малыш, – у взрослых много врагов!» А если Пупкин – ваш начальник, то вообще дело выглядит безнадежно: малышу кажется, что вы практически в лапах у серого волка.

 

image

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olga_makhovskaya_o_chem_govorit_s_rebenkom.doc2.78 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современная российская семья и ДОУ"

При этом опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Конечно, подобное согласованное взаимодействие возникает...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о то...

СТАТЬЯ - Характеристика и тенденции развития современной российской семьи

Конец ХХ и начало ХХI века отмечено в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, экономистов, психоло­гов, педагогов и др.) к проблемам со­временной семьи. В...