Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи
статья

Кондратей Наталия Петровна

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и ДОУ, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.

 

Т.о., семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

 

  1. утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
  2. не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
  3. прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
  4. утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
  5. представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

 

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

 

  1. чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
  2. нарушены процессы формирования нравственной сферы:
  3. у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
  4. духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
  5. у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  6. в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, предпочитая «тусовки» в компаниях сверстников.

 

Нарушенная система семейных отношений , прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка , его притеснению, вплоть до насилия.

Анализ нарушений условий безопасного развития детей показывает, что они проявляются в основном на почве семейных конфликтов. В результате подобных конфликтов дети оказываются вне семьи, составляют население, несущее угрозу безопасности общества.

Нарушенная система семейных отношений формирует и другую группу проблем детей : детский суицид, бегство из дома, уход в религиозные секты, асоциальные объединения, агрессивное и жестокое поведение. Для таких детей семья сыграла травмирующую роль или не смогла защитить их индивидуальность от отрицательного социального воздействия.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики . Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_zadachi.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и ДОУ, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.

Т.о., семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

  1. утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
  2. не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
  3. прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
  4. утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
  5. представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

  1. чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
  2. нарушены процессы формирования нравственной сферы:
  3. у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
  4. духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
  5. у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  6. в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, предпочитая «тусовки» в компаниях сверстников.

Нарушенная система семейных отношений , прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка , его притеснению, вплоть до насилия.

Анализ нарушений условий безопасного развития детей показывает, что они проявляются в основном на почве семейных конфликтов. В результате подобных конфликтов дети оказываются вне семьи, составляют население, несущее угрозу безопасности общества.

Нарушенная система семейных отношений формирует и другую группу проблем детей : детский суицид, бегство из дома, уход в религиозные секты, асоциальные объединения, агрессивное и жестокое поведение. Для таких детей семья сыграла травмирующую роль или не смогла защитить их индивидуальность от отрицательного социального воздействия.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики . Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современная российская семья и ДОУ"

При этом опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Конечно, подобное согласованное взаимодействие возникает...

ДОКЛАД на тему: "Необходимость духовно-нравственной поддержки современной семьи"

Главное в вопросе о семье - это непрерывный физический и духовный труд супругов ради блага семьи....

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...

СТАТЬЯ - Характеристика и тенденции развития современной российской семьи

Конец ХХ и начало ХХI века отмечено в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, экономистов, психоло­гов, педагогов и др.) к проблемам со­временной семьи. В...

Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах коррекции речи. В связи с этим актуален вопрос о необходимости просвещения и обуче...