«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Педагогический проект на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itog._rabota_olya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по программе модуля Вариативной части
Именного образовательного чека
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г.
Выполнила: Ржевская Ольга Сергеевна
воспитатель, МБДОУ д/с № 193 г.о. Самара
Самара, 2013 г.
Педагогический проект
на тему: «Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведении праздника «Масленица»»
Аннотация проекта
Мы живем в современном мире, где все больше преобладают компьютерные технологии и, к сожалению, мы все чаще забываем о нашем прошлом. Мы, взрослые, стали забывать русские народные традиции и праздники, без которых раньше люди не представляли своей жизни. А если забывают взрослые, то дети вообще мало что знают. В связи с этим у меня возникла идея подготовить данное мероприятие.
Масленица – один из самых любимых народных праздников. А проведение масленицы в детском саду – это отличный способ весело провести время с детьми, а также рассказать им о культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение к своей истории.
Как сделать так, чтобы празднование Масленицы действительно понравилось и запомнилось детям? Нужно провести этот праздник максимально оригинально и нестандартно.
Праздник Масленицы хорош и притягателен тем, что сценарии его проведения оставляют место импровизации и незапланированному веселью. Поверьте, отсутствие четко распланированного сценария, утомительных репетиций и всего того, с чем может ассоциироваться подготовка к любому другому празднику, обязательно вызовет восторг у детей любого возраста.
Конечно, совсем без подготовки не обойтись. Но она будет заключаться в изучении необычных обрядов и традиций, пении народных песен, озорных играх на свежем воздухе, словом, во всем том, что так любит детвора. Везде слышен детский смех, в воздухе ощущается приближение весны, ну разве не здорово?
Сценарии проведения Масленицы могут быть самыми разнообразными, но все они имеют общие черты.
Праздник Масленицы невозможно себе представить без коллективных гуляний и угощений. А если есть угощения, значит, должны быть и гости, роль которых должны исполнить родители, особенно если речь идет о детишках младшего возраста.
Основным атрибутом праздника являются, конечно же, блины. И, поверьте, даже если дома ваш ребенок наотрез отказывается их есть, то в праздничной атмосфере такое угощение обязательно придется ему по вкусу.
Стоит уделить внимание оформлению, элементы которого дети сами заранее могут сделать в процессе кружковой работы или НОД детского творчества. Чтобы показать, насколько весело жили наши предки, праздник должны сопровождать игры, песни, заклички, катание с горки на санках (если погода позволяет), а, возможно, и катание на лошадях.
Данный проект позволит воспитанникам познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями, а так же проинформируют педагогов о способах передачи русских традиций детям через подготовку и проведение праздника «Масленица». Сценарий был разработан с учетом возраста детей и пожеланий родителей.
Следует отметить, что подготовка и проведение педагогического мероприятия будет способствовать благоприятному развитию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста и компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках русских традиций.
Целевая аудитория:
- дети 2-3 - летнего возраста
По составу участников:
- фронтальный
Место проведения:
- младшая группа № 7 МБДОУ №193 комбинированного вида г.о. Самара
Вид проекта:
- по срокам: краткосрочный;
- по приоритетному виду деятельности: социально – значимый.
Сроки проведения проекта: проект краткосрочный и внедрялся в период с февраля 2013 года по март 2013 года, состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап (февраль) – анализ существующей материальной базы в дошкольном образовательном учреждении, теоретическое осмысление проблемы, анализ подходов к понятию праздника «Масленица», изучение методов и приемов патриотического воспитания через подготовку и проведение праздника, разработка, определение цели и задач формирующего внедрения проекта.
Практический этап (март) – практическая организация и внедрение проекта в образовательный процесс. Реализации методов, приемов проекта, в соответствии с целью и задачами.
Контрольный этап (март) – анализ результатов внедрения проекта в образовательный процесс, выявления эффективности мероприятий по патриотическому воспитанию.
Цель представленного проекта: внедрить сценарий праздника и развлечения в образовательный процесс, способствующие развитию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- изучить необходимую учебно–методическую литературу по проблеме;
- изучить необходимую нормативно-правовую документацию, соответствующую теме проекта;
- подобрать и использовать методический инструментарий для разработки сценарий;
- апробировать сценарии, способствующие развитию патриотических чувств.
Нормативно-правовая база:
- Концепция социально – экономического развития образования до 2020 года;
- Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
- Федеральная целевая программа Российского образования (2011 – 1015 гг.).
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | Особенности проекта |
1. Подготовительный. Погружение в проект | Цель – подготовка к проектной деятельности Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и воспитанников; – создание групп детей для работы над проектом | Отбирает возможные темы и предлагает их музыкальному руководителю Побуждает у детей интерес к теме проекта Работает над формулировкой: • проблемы проекта; • сюжетной ситуации; • цели и задач Мотивирует детей к подготовке и проведению праздника Развивает необходимые патриотические чувства у детей на входе реализации проекта | Получают дополнительную информацию и определяют свои потребности с помощью педагога | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта Мотивируют детей | Вовлечение родителей в создание проекта: предоставление родителями информации по теме, проведение беседы с детьми в домашних условиях |
2. Подготовительный. Планирование деятельности | Цель –разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта; – распределение задач (обязанностей) между участниками проекта | - Организует процесс поиска информации; - предлагает воспитанникам: различные варианты предоставления информации (беседы, показ иллюстраций, рассказ); - планирует деятельность по решению задач проекта; - продумывает возможные формы презентации результатов проекта; - организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Участвуют в процессе информирования их педагогом (в беседе, рассказе, показе иллюстраций): отвечают на вопросы педагога, озвучивают свои впечатления и воспоминания о празднике «Масленица» | Оказывают помощь в выборе способов реализации предстоящей деятельности | |
3. Практический. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – реализация проекта Задачи: –совместная работа педагогов с детьми по подготовке к реализации проекта; – проведение праздника «Масленица» и развлечения «Блин с горчицей» | - Наблюдает, советует, мотивирует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы воспитанников; - контролирует соблюдение правил техники безопасности в процессе проведения праздника; - следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности | - Выполняют запланированные действия самостоятельно, опираясь на пример педагогов; - при необходимости обращаются за помощью к педагогам | - Наблюдают, участвуют в игровой деятельности праздника; - контролируют соблюдение правил техники безопасности | Участие родителя в роли Весны на празднике «Масленица» |
4. Контрольный. Презентация проекта | Цель – демонстрация материалов, представление результатов Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | - Организует презентацию; Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги проведения праздника; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | - Выступают в качестве участника проекта: делятся впечатлениями, по желанию рассказывают стихи | - Оказывают помощь в подготовке презентации; - выступают в качестве эксперта | |
5. Контрольный. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | - Оценивает эффективность использованных источников информации, потенциал продолжения мотивации детей | - делятся своими впечатлениями о празднике «Масленица» через рисунок (в домашних условиях рисуют на тему: «Праздник «Масленица» | Помогают детям в оформлении рисунка | Совместная деятельность родителей и детей в создании рисунка по теме |
Организация реализации проекта
Сценарий совместного проведения праздника «Масленица» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения праздника.
Задачи:
- познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей;
- вовлечь детей принять участие в празднике;
- знакомить с различными жанрами устного народного творчества;
- закрепление правил в русских народных играх.
Ход праздника:
Зал украшен в русском стиле. У центральной стены стоит стол с самоваром и баранками, русская печка, предметы обихода крестьянской избы.
1. Организационный момент:
- Входит Девица и Скоморох.
2. Основная деятельность:
- Встреча с Масленицей «Едет Масленица!»
3. Исполняется пляска «Выпал белый снежок»
4.Дети исполняют танец в кругу
5.Русская народная игра «У дядюшки Трифона»
6. Приход весны (под пение птиц)
7. Игра с весной «Снежный ком», «Солнце», «Карусель»
8. Девица, Весна, Скоморох вносят на подносе блины, угощают детей и гостей
9. Итог праздника:
- Прощание с Масленицей.
Сценарий развлечения Масленицы для детей младшего дошкольного возраста «Блин с горчицей»
Цель: развивать патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения развлечения Масленицы.
Задачи:
- знакомить детей с традиционным народным праздником проводов зимы Масленицей;
- прививать интерес к кукольным спектаклям;
- учить понимать смысл сказки, оценивать поступки героев;
- формировать нравственную оценку такому качеству личности как жадность;
- учить быть добрыми, вежливыми и дружными, создавать атмосферу праздника.
Ход праздника:
Помещение украшено в народном стиле, на театральной ширме изображен самовар, чашки, блины.
1. Организационный момент:
- Приветствие ведущего
2. Основная деятельность:
Под народную мелодию дети становятся в круг и повторяют за ведущим несложные танцевальные движения: идут по кругу в хороводе, притопывают, прихлопывают, кружатся.
- Встреча с Масленицей «Едет Масленица!»
3. Кукольный спектакль «Блин с горчицей»
4. Курочка встречает гостей у себя дома. Дети угощают зверей блинами и гостинцами. Звучит фонограмма песни «Блин с горчицей»
5. Ведущая проводит беседу с детьми по сказке.
6. Проводятся игра «Карусели» с использованием обруча с лентами и «Катание с горок»: дети катают игрушки с импровизированных горок – гладкие доски, закрепленные в наклонном положении.
9. Итог праздника:
- Прощание с Масленицей.
Вывод:
Таким образом, данный проект способствует развитию патриотических чувств, формированию нравственных ценностей. При целенаправленной, систематической работе по патриотическому воспитанию – у детей развиваются патриотические чувства, интерес к обычаям и традициям русского народа, формируются представления нравственно – патриотических ценностей, навыки социального взаимодействия. Рекомендую использовать данный материал воспитателям и родителями.
Ресурсы:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ/Волгоград, - 2007, с. 192.
2. Зацепина М. Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей/ Мозаика-Синтез, - 2008, с. 160
3.Михеева Л.Н. Русские народные праздники/Дрофа,- 2007, с. 247
4. Русские народные праздники, обряды и обычаи/коллектив авторов/Новый диск, - 2005,с. 157
Интернет ресурсы:
- http://www.detdom3.omskedu.ru/o-nas/nashe-nastoyashchee/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie;
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/maslenica-vecher-razvlecheniy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации российского образования»
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства без уважения к историям и культуре своего Отечества. Реализация патриотического образования и воспитания невозможна без знаний о традициях своего...
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования
Проект для детей первой младшей группы...
«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
С 2019 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...
Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!» Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общест...
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...
«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...
Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...