Учите детей общаться Быть вместе Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, а другая - крылья. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать. Советы родителям ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ? Делайте!
- Радуйтесь Вашему малышу.
- Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
- Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
- Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и
внимательно. - Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
- Говорите с малышом короткими фразами.
- В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Говорите медленно.
- Будьте терпеливы.
- Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.
- Каждый день читайте ребенку.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
- Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
- Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
- Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
- Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
- Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
- Регулярно водите ребенка в библиотеку.
- Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- Не теряйте чувства юмора.
- Играйте с ребенком в разные игры.
- Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте! - Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
- Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
- Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
- Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
- Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
- Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
- Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
- Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста
понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств ("Мама устала"); абстрактных рассуждений и объяснений. - Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
- Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
|