Роль взрослого в развитии логического мышления
консультация (старшая группа) на тему

Ловчикова Татьяна Ивановна

развитие логического мышления является необходимым элементом мышления ребенка обеспечивающиим ему успешность в учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка».

 

Консультация для воспитателей.

«Роль взрослого в развитии логического мышления»

подготовил  воспитатель: Ловчикова Татьяна Ивановна

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей – восприятия, памяти, внимания, воображения, а также уровня развития логического и пространственного мышления.

Развитие логического мышления является тем необходимым элементом мышления ребенка, обеспечивающим ему успешность при изучении не только естественно – математических, но и гуманитарных наук, которые требуют осмысления, сопоставления, анализа материала.

Под логическим мышлением понимают способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Простые логические действия формируются у каждого человека стихийно, но также очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий.

Многие задания могут быть не однозначными, поскольку их цель – стимуляция развития активного поискового интеллекта – гибкого, подвижного и творческого. Именно в этом и состоит задумка авторов многих пособий: ребенок учится понимать, что результат выполнения задания зависит от варианта рассуждения, который он проводит.

Система заданий выстроена с нарастанием сложности, чтобы ребенок мог с ней работать с большой долей самостоятельности. Роль взрослого – помочь ребенку понять смысл задания: прочитать текст задания и обсудить с ним, как он его понял, при необходимости обратить внимание ребенка на графическую подсказку и ее смысл, обсудить с ребенком результат выполнения задания.

Постарайтесь не предварять деятельность ребенка прямыми указаниями и тех заданиях, глее требуется догадка, связанная с сюжетом или содержанием (выбери, найди, подумай), поскольку это лишает ребенка возможности самостоятельно догадаться, выявить признак, закономерность и т.п.

С целью максимальной стимуляции индивидуальных способностей ребенка и обеспечения постоянной работы в зоне ближайшего развития полезно предложить ему самому определить смысл задания, не читая его. Суть в том, что графического оформления задания достаточно, чтобы при определенном умственном усилии ребенка сам сообразил, что нужно сделать. Постоянная стимуляция таких умственных усилий позволяет активно влиять на развитие сильного типа мышления, развитие логической интуиции, самостоятельности мышления и самоконтроля у ребенка. Текст заданий предназначен, скорее, взрослому, работающему с ребенком, чтобы в случае необходимости оказать ему минеральную помощь, которая позволит ребенку дальше двигаться самостоятельно.  

Инструктаж при выполнении задания в группе может быть таким:

  1. Помогите разложить конфеты (грибы, мячи и т.п.) правильно.
  2. Догадайся, какой вариант правильный. Правило зашифровано в рисунке.
  3. Кто считает, что он догадался верно? Почему? Кто может объяснить? Кто не согласен? Почему?
  4. Воспитатель подтверждает верный вариант (читает задание).
  5. Дети выполняют задание.

Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции. Очевидно, что такой методический подход способствует также развитию связной речи и математических способностей ребенка.

(использовалось пособие «Подумай и сделай» А. В. Белошистая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Консультация для родителей "Роль занимательной математики в развитии логического мышления ребенка".

ВведениеГлава 1. Теоритические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1 Психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста с...

Методическая разработка "Роль занимательной математики в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

ВведениеГлава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста ...

Роль дидактических игр с математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителейРоль  дидактических игр с  математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...

"Роль природы в развитии логического мышления и связной речи"

laquo;Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» - советовал русский педагог К. Д. Ушинский....