Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
Артикуляционные упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать специально подобранные комплексы упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития фонематического слуха Четвертый лишний Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах логопед может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление. |
Юные поэты. Логопед дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т.д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например: В норке жили-были мышки, А на столе лежали пышки. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. |
Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (воробей, грач…) - Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а». - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д. Вариант 2: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. Шутки – минутки Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: |
Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба. |
Звуки по кругу (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета). |
Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). |
Эхо Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой логопед обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). |
Живая азбука Игра для развития звукового различения Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. Путаница Игра для развития звукового различения Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения. Русская красавица своей козою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих? Заколдованное слово Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Логопед рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы. |
Починим испорченный телефон Игра для развития фонематического слуха Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Логопед следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно. |
Разноцветные прищепки Вариант 1. Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза, внимания, зрительного восприятия. С помощью данного пособия можно в интересной форме преподнести задания с любым речевым материалом: на определение наличия заданного звука в слове, количества звуков, букв, слогов в слове, на подбор обобщающих слов, слов-признаков, действий к словам-предметам и наоборот, нахождение родственных слов, синонимов, антонимов и т.д. |
Вариант 2 «Солнышко» Такое пособие можно использовать для закрепления как фонетических, так и лексико-грамматических тем. Так, если в центр карточки поместить букву, можно предложить ребенку отметить прищепками те картинки, в названиях которых есть данный звук. Цифра в центре круга поможет ребенку отработать навыки определения количества звуков, слогов в слове. |
Посмотри вокруг Цель: учить определять наличие звука в слове. Лото |
Брось мяч Цель: учить выделять первый и последний звуки в слове, последовательность их в слове. Оборудование: мяч. 3адания: 1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится? 2. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится? |
Два берега Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове. |
Раскрась картинки Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец). Оборудование: несколько нераскрашенных предметных картинок, изображенных на альбомном листе. Ход игры: играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько нераскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук или звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием. |
Чей домик? Цель: учить определять первый звук в слове. Ход игры: 1 вариант. На стол выставляется синий или красный домик в зависимости от изучаемого звука, например [л]. Нужно отобрать картинки со словами, названия которых начинаются с этого звука. 2 вариант. На стол выставляются два домика: красный Соберем цепочку Цель: развивать умение выделять первый и последний Ход игры. Логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т.д. Например, мост - телефон – носки – игла. |
Домино Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове. Оборудoвaниe: предметные картинки. Ход игры: играть лучше группами по 3-4 человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для самых маленьких
Артикуляционная гимнастика для самых маленьких...
Комплекс артикуляционной гимнастики для самых маленьких
Вашему вниманию представлен комплекс артикуляцинных упражнений для самых маленьких...
Артикуляционная гимнастика для самым маленьких
данная гимнастика разработанна для детей от двух до четырех лет. Она помогает улучшить подвижность органов артикуляции, объем и силы движений воздуха....
Артикуляционная гимнастика для самых маленьких
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Костыгина В.Н. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких. 2-4 года.
В этой книге артикуляционная гимнастика и отработка звукопроизношения сочетается с забавными движениями и жестами. Поэтому освоение развивающего материала будет и увлекательным, и несложным для самых ...
Книжка-малышка «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких»
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков речи.Пояснения: Разработка выполнена в виде книжк...