Консультации для родителей по развитию мелкой моторики "Вместо кисти - ладошка", "Рисование пальчиками..." и т.д.
консультация по теме

В консультациях  раскрываются способы нетрадиционного рисования и их использование в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Вместо кисти - ладошка.

 Возможности пальчикового  рисования».

Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется от родителей, - предоставить ребенку больше свободы для творчества.

Обогащаем палитру. После   2 лет

В этом возрасте ребенку уже не так интересно продолжать эксперименты с продуктами. Все-таки палитра красок слишком бедна, рисунки получаются блеклые и невыразительные. В этом возрасте для рисования дети начинают активно пользоваться яркими фломастерами, карандашами и кисточками. Но это вовсе не означает, что о пальчиковом рисовании нужно забыть, как о пройденном этапе. Наоборот, с возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники.

После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их.

Теперь линия для него - это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса - кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит - он проживает свое творчество. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить.

Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами - гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами.

В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше "примакивать", "растирать" или "печатать" красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.

Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осьминожек разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.

А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.

Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.

Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.

Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.

Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.

По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.

Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.

Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.

Творчество с мамой на кухне

Бумага и краски вовсе не обязательные атрибуты для пальчикового рисования. Прекрасные пальчиковые картины можно создавать на подносе или противне, присыпанном мукой или манкой. Достаточное количество муки или крупы нужно разровнять, встряхивая поднос, чтоб вся сыпучая масса распределилась равномерным, не толстым слоем. Вот и готов импровизированный лист чистой бумаги. Пальцем на нем можно рисовать любые предметы или не перегруженные деталями сюжеты. Нарисованные картины легко стереть, несколько раз встряхнув поднос. Увлеченный таким необычным рисованием малыш освободит немало времени для занятой готовкой мамы.

"Художественная" уборка

Другое замечательное место для пальчикового рисования - это ванная. В распоряжение маленького художника - экспериментатора можно предоставить и кафельные стены, и зеркало, и саму ванну.

Выбор красок здесь ограничен только ассортиментом туалетной полочки.

На кафеле, зеркале и стенках ванны можно рисовать и детской зубной пастой, и папиным кремом для бритья. Главное, чтобы в этих "красках" не было жира - он плохо отмывается.

Рисовать можно, обмакивая палец в пасту или крем. Или - водить чистым пальцем по плотной пенной основе, которая получится, если покрыть тонким слоем пены для бритья какую-нибудь гладкую поверхность. Для нанесения пены хорошо подойдет кисточка для бритья или губка. Кафель можно использовать, как основу для орнаментов: пусть ребенок найдет закономерность и повторит на соседней плитке рисунок мамы.

Такие гигиенические краски не только развлекут малыша, но заодно помогут отмыть ванную комнату. Специально ничего оттирать не нужно, достаточно просто смыть рисунки душем, и ванная станет только чище.

Если же и здесь захочется яркости, можно использовать гуашь или акварель. Эти краски водорастворимы и полностью смываются обычной водой.

Вместо красок - пластилин

Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки - и рисунок, и фон.

Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые?

Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

         



Предварительный просмотр:

Как можно рисовать пальчиками?

Заходите к нам в домишко!
Здесь живут кроты и мышки,
Волк, барашек, лягушонок,
Косолапый медве"Мой дождик"

На листе нарисовать тучку. Прочитать ребенку стихотворение:

Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

 "Ягодки"

Покажите ребенку картинки с ягодами.Поясните, что ягод может быть несколько.На листе нарисуйте стебель и листья.Расскажите сказку о том, что Мишка в лесу захотел кушать, Надо ему помочь найти ягодки.

 "Нарядим елочку"

Такую елочку можно рисовать под Новый год, когда в доме стоит наряженная елка.На листе нарисуйте елочку. Прочитайте стихотворение:

Возле елки в Новый год

Водим, водим хоровод.

Елочка - красавица

Детям очень нравится.

Вот она какая -

Стройная, большая!

 

"Фрукты в банке"

Покажите детям натуральные фрукты. Попросите детей сложить фрукты в одну банку. На листе бумаги нарисуйте силуэт банки. Детям предложите нарисовать фрукты в банке.

 "Конфетти"

Во время праздника  использовали хлопушку. После праздника можно предложить детям нарисовать конфетти.

 В. Степанов. Виноград

Что сказать про виноград?

То, что соком он богат,

То, что сок его волшебный,

Не простой он, а целебный.

 «Бабочка»

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

 «Зайчик»

Скачет между травками

Быстроногий зайчик.

Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки.

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке.

(М. Клокова)

 «Морковка»

Вся от носа до хвоста

Я морковка - красота.

Хвостик круглый, носик узкий

Очень сладкий, очень хрусткий.

 «Одуванчик»

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

О. Высоцкая

 «Листопад»

 Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Красные, желтые листья,

По ветру вьются, летят.

(М. Ивенсен

«Лес»

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы ...

Берестов В.Д.

 Покажите ребенку картинки с нарисованной курочкой или цыпленком. Можете рассказать сказку «Курочка Ряба». Или прочитать стихотворение:

Ищут зёрнышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздаётся: КО-КО-КО!

 «Солнышко»

 На улице тепло, светит солнышко.Прочитайте стихотворение

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши:

Очень рады солнышку.

 Ребенок по кругу прикладывает свои ладошки.

 

«Одуванчики»

( Серова)

Носит одуванчик

жёлтый сарафанчик.

Подрастёт нарядиться

В беленькое платьице.

     

 "ЕЛКА"

и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки -

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая, Пятикрылая звезда.

 «СОЛНЫШКО»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки-малолетки.

 

«Листопад»

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой! 

«Солнышко»

 Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладошки:

Очень рады солнышку.

 

«Листопад»

 Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Красные, желтые листья,

По ветру вьются, летят.

 «Дождик» А. Барто

 Кап! Кап! Кап! Кап!

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять:

Мы промочим ножки!

 

«Новый год» Я. Аким

 Елка наряжается,

Праздник приближается,

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

 

«Шарики» В. Антонов

 Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие,

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой,

Заплясали шарики!

Красный, голубой.жонок!



Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей:

«Рисуем ладошками».

Когда малыш ещё слишком мал, чтобы использовать кисточку, или карандаши, рисование пальчиками – единственные путь приобщить юного художника к изобразительному искусству.

Кроме того, просто невозможно переоценить пользу от рисования пальчиками как для психологичесвого, так и для физического развития крохи. Уже с 6 -7 –месяцев, малышу можно предложить попробовать рисовать пальчиковыми красками. Сначала можно дать только 1 баночку краски, а затем уже вводить остальные цвета, смешивая и экспериментируя с ними. Помните, что при помощи самостоятельного рисования, пения, танцев ребенок учится снимать отрицательные эмоции, обиды, тревоги и страхи.

К счастью, сегодня, купить безопасные пальчиковые краски не проблема, они продаются практически в каждом детском магазине, а также в магазинах канцтоваров. Главное, чтобы у родителей было желание и нашлось немного свободного времени. Чтобы немного облегчить задачу, предлагаю несколько различных «техник» рисования пальчиковыми красками, которые я использовала, занимаясь со своим сыном.

Для рисования пальчиками, желательно использовать большой лист бумаги (чем больше, тем лучше). Отличный вариант – оставшиеся после ремонта неиспользованные рулонные обои – переверните их узором вниз, а на внутренней – белой стороне смело творите ваш первый шедевр!

Рисуем ладошками и стопочками.

Для рисования ладошками приготовьте плоские тарелочки, или блюдечки у которые нужно налить краски. Таким образом, малышу будет легко дотянуться и макать в краску полностью всю ладошку. Сразу можно оставлять на бумаге отпечатки ладошки разными цветами, также, можно попробовать выполнить из отпечатков узор (например, цветочек, или солнышко). Также, покажите ребенку, как просто стучать ладонью о лист, оставляя отпечатки, как проводить линии всей ладонью - ровный и зигзагообразные, прерывистые или не отрывая ладони от листа. Если никто не возражает, можно подключить ещё и стопочки – предварительно окуная их в краску. Если малыш уже ходит, ему будет очень интересно ходить по бумаге, оставляя разноцветные следы.

Рисуем пальчиками.

Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» - все равно будет получаться очень красиво и необычно. Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда мама рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.

Пальчиковые краски очень хорошо смешиваются и ложатся друг на друга, поэтому, обязательно поэкспериментируйте с малышом над созданием новых цветов и оттенков. Ещё один вариант – просто вылить несколько разноцветных лужиц на лист и размазывать их руками - получаются очень красивые картины.

Попробуйте рисовать пальчиками и на вертикальной поверхности. Таким образом, ребёнок сможет проследить, как будут стекать краски, оставляя красивые разноцветные следы, да и вообще в вертикальной плоскости рисуется совсем по-другому. Для этого можно использовать специальный мольберт для рисования, или прикрепить лист ватмана на стену.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Рисование пальчиками: зачем и как?

         

Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 году, а в наше время пальчиковое рисование приобрело особой популярности. На выставках, в музеях, галереях мы можем увидеть картины, нарисованные при помощи только пальцев рук. Думали ли Вы о том, что Вы сами можете создать свой шедевр? Хотели бы вместе со своим малышом нарисовать

неповторимую картину? Для этого у Вас имеется весомая предпосылка — пять пальцев на правой руке и пять на левой. Что еще необходимо? Лист бумаги и краски.

Рисование пальчиками можно предложить даже годовалому ребенку, только важно при этом следить, чтоб малыш не захотел попробовать пальчики на вкус. Краски желательно использовать специальные — для пальчикового рисования. Также необходимо определить место, где ребенок будет заниматься творчеством, и не менять его, чтоб он приучался к определенному порядку в доме. После каждого сеанса рисование занимайтесь уборкой только вместе с крохой — это научит его быть аккуратным и соблюдать правила.

Какое значение имеет пальчиковое рисование для ребенка? Развитие мелкой моторики руки, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем, подготовка к будущему письму, сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый» — результат захватывающего процесса рисования ребенка с мамой (папой, бабушкой, дедушкой).

Как можно рисовать пальчиками?

Существует несколько техник пальчикового рисования:

Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);

Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки) .

Объединяйте техники и создавайте свои шедевры!!! Не забывайте хвалить маленького художника и сделайте на память альбом пальчикового рисования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"

Развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальчиковой моторики – одно из важных показателей и хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка....

Буклет "Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"

В буклете находится информация, что необходимо предлагать детям для развития мелкой моторики, какие упражнения, игры можно предложить. В буклет также входят пальчиковые игры и самомассаж подушечек пал...

Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развити...

Проект: Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей младшей группы "Веселые ладошки"

Актуальность моей работы заключается в том, что совместная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, ...

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как  средство  развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики кистей рук у детей раннего дошкольного возраста"

Консультация предназначена  для молодых  родителей. Зачастуя, родители   не особо занимаются  с детьми  в домашних  условиях развитием мелкой моторики. Хотя дома...