Доклад «Народные праздники как форма социализации детей дошкольного возраста».
статья (средняя,подготовительная группа) на тему
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим –
Хоть новому принадлежим.
В. Шефнер
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого – педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.
В психологическом словаре понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта». Отсюда особое значение социализации для поддержания конструктивной стабильности и позитивного развития общества в целом: люди активно воспроизводят то, что усвоено, интериоризировано. Важнейшим компонентом социального опыта являются, социальные ценности, в т. ч. гражданские, культурные, национальные. Именно эти ценности являются базовыми в социальной сущности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Народные праздники как форма социализации детей дошкольного возраста».
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим –
Хоть новому принадлежим.
В. Шефнер
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого – педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.
В психологическом словаре понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта». Отсюда особое значение социализации для поддержания конструктивной стабильности и позитивного развития общества в целом: люди активно воспроизводят то, что усвоено, интериоризировано. Важнейшим компонентом социального опыта являются, социальные ценности, в т. ч. гражданские, культурные, национальные. Именно эти ценности являются базовыми в социальной сущности человека.
Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт.
В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности, обеспечивая следование ей в жизни, интерес и более полное понимание в последующих возрастах.
Народные праздники являются неотъемлемой частью воспитательно – образовательной работы в дошкольной образовательной организации и одними из эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников.
Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства (когнитивный, мыслительный компонент) с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмами, но и для позитивных эмоциональных переживаний, собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций. Перед проведением праздников, ведутся беседы с родителями и берется письменное согласие на участие в празднике их детей, т. к. в саду воспитываются дети не только из православных семей. За 5 лет работы в данном учреждении не было ни одного случая отказа участия в празднике (даже из мусульманских семей) .
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
• Познакомить детей с русским народным праздником «Покров», традициями и обычаями проведения;
• Расширять представление о празднике «Рождество Христово», традициях и обычаях;
• Знакомство с традициями празднования Святок, характерными элементами народной культуры (колядование, ряженье, припевки – колядки, игры;
• Воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
• Воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения;
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
В праздник «Покров» зал оформляется декорациями на темы: осень, урожай, русская изба, ярмарка; декорациями цветов, фруктов, овощей. Дети читают стихи, поют песни, исполняют танец с платками, водят хороводы «По полю», «Возле речки, возле моста», «Как на день Покров», играют в игры, показывают сценки «Дом и семья», «Ярмарка». Узнают о свадебных обрядах, о приметах про Покров. На Покров до обеда очень, а после обеда – зимушка – зима. Покров землю покроет, где листком, где снежком. В конце праздника дети угощаются караваем, который пекут родители.
В праздник Рождества дети поют песню «Светлый праздник Рождества», читают стихи. Дети узнают, что имя матери Христа – Святая Дева Мария, а отцом был Иосиф, очень добрый человек. Первыми увидели рождение Христа ангелы, спустившиеся с небес, маленькие детки с крылышками – посланники и слуги Бога.
Рождество очень веселый праздник. Люди в этот день дарят друг другу подарки, играют в игры. Детям предлагается поиграть в игры: «Золотые ворота», «Веселый бубен». Потом дети наряжаются в костюмы медведя, волка, козы и другие, и идут по саду колядовать с «Поздравительной песней» : С Рождеством мы всех поздравляем, счастья здоровья всем желаем; и поют колядку:
Уж я сяду на порог,
Дай лепешку и пирог,
Чтобы курочки водились,
Чтобы свинки поросились,
Чтобы коровушки телились.
Чтобы счастье и веселье
Были в доме круглый год!
Чтоб гостей невпроворот!
Детей одаривают сладостями. Дети благодарят и идут колядовать дальше:
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь,
И житьём и бытиём,
И богатством…
После дети возвращаются в группу, пьют чай с угощениями.
Таким образом, проведенные праздники не только способствуют формированию у детей широкого спектра позитивных социальных и эстетических эмоций, но и позволяют заложить основу для развития их культурной, национальной идентичности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: Дидактические игры этнопедагогического образования как средство социализации детей дошкольного возраста
Культуру Якутии невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа Саха, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный в...
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»...
Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста
Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста...
Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей ...
Сценарий Квест - игры народного праздника «Широкая Масленица» для детей дошкольного возраста и родителей
Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к народным праздникам и традициям, способствуя формированию коммуникативных отношений, социальной активности и приобщение их к физической культуре...
масленица 2023 Цель мероприятия: Организация и проведение русского народного праздника «Масленица» с приобщением детей дошкольного возраста к русской культуре
Сценарий праздника «Масленица» на улице в детском саду2023 г. Действующие лица: Скоморохи, Весна, Баба Яга, Зима Звучит веселая музыка, выходят 2 скомороха с бубном и балал...
«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"
Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...