Роль семьи в формировании ЗОЖ у дошкольников.
консультация (подготовительная группа) по теме

Полтавцева Вера Егоровна

Воспитательное влияние на ребенка сильнее всего в семье, именно в семье формируются уникальные качества личности ребенка, который станет гражданином, патриотом, будущим семьянином, законопослушным членом общества. Именно поэтому так важно донести до семьи, каким же огромным потенциалом  она обладает, в то же время какая огромная ответственность лежит на ней. Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_semi_v_formirovanii_zozh_u_doshkolnikov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Роль семьи в формировании ЗОЖ у дошкольников.

Полтавцева Вера Егоровна

Воспитатель МБДОУ «Ц РР – детский сад №129»

Чтобы наиболее полно представить актуальность данной темы, давайте разберемся в понятиях, что такое здоровье и что можно сделать, чтобы улучшить свое здоровье.

Итак, по определению Всемирной Организации Здравоохранения:  «Здоровье - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

«Здоровье - это комплексное, целостное, динамичное состояние организма человека, которое дает ему возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретной социально – экологической среды». От чего зависит наше здоровье? По данным ВОЗ здоровье зависит от таких факторов:

  • Генетические факторы 20-25%
  • Факторы окружающей среды 20 -25%
  • Мед обеспечение 10%
  • Образ жизни 50%

Таким образом, из всех факторов, определяющих здоровье, образ жизни вкладывает самый существенный вклад в общую копилку, и самое отрадное, что если с генетикой мы поделать ничего не можем, то изменив свой образ жизни, мы можем улучшить и свое здоровье. Так мы подошли к пониманию, что необходимо вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это комплекс форм и способов жизнедеятельности человека, который способствует сохранению его здоровья, выполнению им биологических, профессиональных, социальных и бытовых функций при соответствии его индивидуально – типологическим особенностям.

В то же время, ни один социальный институт не сможет заставить отдельно взятую личность вести здоровый образ жизни т.к. ни одна организация не в силах постоянно и систематично следить за каждым членом нашего общества. Зато  есть такое понятие как привычка к здоровому образу жизни и, по-нашему мнению, наилучшим образом она формируется в семье. Воспитательное влияние на ребенка сильнее всего в семье, именно в семье формируются уникальные качества личности ребенка, который станет гражданином, патриотом, будущим семьянином, законопослушным членом общества. Именно поэтому так важно донести до семьи, каким же огромным потенциалом  она обладает, в то же время какая огромная ответственность лежит на ней.

Конечно, и общество не должно уходить в сторону от ответственности, перекладывая ее полностью только на семью. Все социальные институты, взаимодействующие с семьей должны вносить посильный вклад в помощь в практическом освоении постулатов ЗОЖ, как для отдельных членов общества, так и их семей.

Я как воспитатель ДОУ, часто наблюдаю, что в семье, где со спортом «дружит» папа или мама, где регулярно все члены семьи делают зарядку и любят активный образ жизни и спорт,  дети  более уравновешенны, оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе, их реже посещают ОРВИ и ОРЗ, у них практически не бывает сколиоза.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля над состоянием здоровья и его коррекции;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Практические рекомендации

Семейные мероприятия (в качестве профилактики ЗОЖ):

  1. Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой, что представляет собой надёжную антинаркотическую пропаганду, как для собственной семьи, так и для других семей. Физкультура и наркотики - несовместимы. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Посмотрев на красивое и сильное тело своего отца, ребёнок захочет иметь такое же, так как с рождения он подражает своим родителям. Занятия спортом способствуют развитию силы воли.
  2. Занятия физкультурой в семье должны быть повседневным систематическим мероприятием (что ведёт к повышению работоспособности, улучшению настроения как родителя, так и ребёнка; укреплению иммунитета каждого члена семьи: эмоциональная разрядка (стрессы, депрессии), следовательно, происходит укрепление внутрисемейных уз).
  3. Необходимым моментом для родителей является поддержка контактов с учебными заведениями, местными властями. Родители должны обращать внимание детей на спортивные мероприятия (соревнования, эстафеты, массовые спортивно-художественные представления) под лозунгами пропаганды нового образа жизни, а также же не игнорировать СМИ в качестве источника спортивной информации и ЗОЖ.
  4. Самое главное в семье - доверие. Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом. Особенно касается детей дошкольного и младшего - среднего школьного возраста. Ребенок очень восприимчив. Его легко ранить и обидеть. Он, словно губка, впитывает в себя всё то, что происходит вокруг него. Поэтому родителям его надо устраивать семейные походы, пикники, прогулки по набережной, выезды в город, организовывать «круглые столы», заняться спортом, устраивать семейные соревнования и т. д. Главное, делать все, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким, всегда мог найти поддержку и совет в трудной ситуации.

Одной из форм просветительной работы с родителями являются, конечно, родительские собрания.

        Если подумать в наше непростое время, когда из сводок новостей звучит, что количество наркоманов в нашей стране уже перевалило за 1,5 миллиона и эта цифра равна населению маленькой страны,  хочется найти спасательный круг для нашего общества, какую-то альтернативу наркотикам. Существует такое выражение: спорт и наркотики несовместимы, поэтому пропаганда ЗОЖ единственное абсолютно безопасное, незатратное и доступное любой семье средство не только для улучшения состояния здоровья, но и профилактика злоупотребления психостимулирующими веществами.

Литература:

Программа «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М.А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника

Статья для родителей о значении семьи в формировании грамотной речи дошкольника...

Определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольника

В презентации представлена работа детско-родительского клуба по правовому воспитанию дошкольника, состоящую из мини-проектов. каждый проект заканчивается проведением родительской гостиной. (часть1)...

Определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольника

В презентации представлена работа детско-родительского клуба по правовому воспитанию дошкольника, состоящую из мини-проектов. каждый проект заканчивается проведением родительской гостиной. (часть2)...

Роль семьи в формировании речевого поведения дошкольников

Как правило, родители обращают внимание лишь на состояние звукопроизношения ребёнка. Но есть и другие, не менее важные стороны речи. Одна из них - чистота речи - отражает не только развитие собственно...

Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника

«Речь взрослых –образец для подражания»«РОЛЬ  СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИРЕЧИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНИКА»...

роль семьи в формировании здорового образа дошкольника

Семья  -  это основная ячейка в развитии общества. И от того ,  насколько не только нравственно , но и физически  воспитанна семья, зависит и общество в целом....

Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...