Роль семьи в формировании ЗОЖ у дошкольников.
консультация (подготовительная группа) по теме
Воспитательное влияние на ребенка сильнее всего в семье, именно в семье формируются уникальные качества личности ребенка, который станет гражданином, патриотом, будущим семьянином, законопослушным членом общества. Именно поэтому так важно донести до семьи, каким же огромным потенциалом она обладает, в то же время какая огромная ответственность лежит на ней. Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_semi_v_formirovanii_zozh_u_doshkolnikov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Роль семьи в формировании ЗОЖ у дошкольников.
Полтавцева Вера Егоровна
Воспитатель МБДОУ «Ц РР – детский сад №129»
Чтобы наиболее полно представить актуальность данной темы, давайте разберемся в понятиях, что такое здоровье и что можно сделать, чтобы улучшить свое здоровье.
Итак, по определению Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».
«Здоровье - это комплексное, целостное, динамичное состояние организма человека, которое дает ему возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретной социально – экологической среды». От чего зависит наше здоровье? По данным ВОЗ здоровье зависит от таких факторов:
- Генетические факторы 20-25%
- Факторы окружающей среды 20 -25%
- Мед обеспечение 10%
- Образ жизни 50%
Таким образом, из всех факторов, определяющих здоровье, образ жизни вкладывает самый существенный вклад в общую копилку, и самое отрадное, что если с генетикой мы поделать ничего не можем, то изменив свой образ жизни, мы можем улучшить и свое здоровье. Так мы подошли к пониманию, что необходимо вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это комплекс форм и способов жизнедеятельности человека, который способствует сохранению его здоровья, выполнению им биологических, профессиональных, социальных и бытовых функций при соответствии его индивидуально – типологическим особенностям.
В то же время, ни один социальный институт не сможет заставить отдельно взятую личность вести здоровый образ жизни т.к. ни одна организация не в силах постоянно и систематично следить за каждым членом нашего общества. Зато есть такое понятие как привычка к здоровому образу жизни и, по-нашему мнению, наилучшим образом она формируется в семье. Воспитательное влияние на ребенка сильнее всего в семье, именно в семье формируются уникальные качества личности ребенка, который станет гражданином, патриотом, будущим семьянином, законопослушным членом общества. Именно поэтому так важно донести до семьи, каким же огромным потенциалом она обладает, в то же время какая огромная ответственность лежит на ней.
Конечно, и общество не должно уходить в сторону от ответственности, перекладывая ее полностью только на семью. Все социальные институты, взаимодействующие с семьей должны вносить посильный вклад в помощь в практическом освоении постулатов ЗОЖ, как для отдельных членов общества, так и их семей.
Я как воспитатель ДОУ, часто наблюдаю, что в семье, где со спортом «дружит» папа или мама, где регулярно все члены семьи делают зарядку и любят активный образ жизни и спорт, дети более уравновешенны, оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе, их реже посещают ОРВИ и ОРЗ, у них практически не бывает сколиоза.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля над состоянием здоровья и его коррекции;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.
Практические рекомендации
Семейные мероприятия (в качестве профилактики ЗОЖ):
- Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой, что представляет собой надёжную антинаркотическую пропаганду, как для собственной семьи, так и для других семей. Физкультура и наркотики - несовместимы. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Посмотрев на красивое и сильное тело своего отца, ребёнок захочет иметь такое же, так как с рождения он подражает своим родителям. Занятия спортом способствуют развитию силы воли.
- Занятия физкультурой в семье должны быть повседневным систематическим мероприятием (что ведёт к повышению работоспособности, улучшению настроения как родителя, так и ребёнка; укреплению иммунитета каждого члена семьи: эмоциональная разрядка (стрессы, депрессии), следовательно, происходит укрепление внутрисемейных уз).
- Необходимым моментом для родителей является поддержка контактов с учебными заведениями, местными властями. Родители должны обращать внимание детей на спортивные мероприятия (соревнования, эстафеты, массовые спортивно-художественные представления) под лозунгами пропаганды нового образа жизни, а также же не игнорировать СМИ в качестве источника спортивной информации и ЗОЖ.
- Самое главное в семье - доверие. Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом. Особенно касается детей дошкольного и младшего - среднего школьного возраста. Ребенок очень восприимчив. Его легко ранить и обидеть. Он, словно губка, впитывает в себя всё то, что происходит вокруг него. Поэтому родителям его надо устраивать семейные походы, пикники, прогулки по набережной, выезды в город, организовывать «круглые столы», заняться спортом, устраивать семейные соревнования и т. д. Главное, делать все, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким, всегда мог найти поддержку и совет в трудной ситуации.
Одной из форм просветительной работы с родителями являются, конечно, родительские собрания.
Если подумать в наше непростое время, когда из сводок новостей звучит, что количество наркоманов в нашей стране уже перевалило за 1,5 миллиона и эта цифра равна населению маленькой страны, хочется найти спасательный круг для нашего общества, какую-то альтернативу наркотикам. Существует такое выражение: спорт и наркотики несовместимы, поэтому пропаганда ЗОЖ единственное абсолютно безопасное, незатратное и доступное любой семье средство не только для улучшения состояния здоровья, но и профилактика злоупотребления психостимулирующими веществами.
Литература:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника
Статья для родителей о значении семьи в формировании грамотной речи дошкольника...
Определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольника
В презентации представлена работа детско-родительского клуба по правовому воспитанию дошкольника, состоящую из мини-проектов. каждый проект заканчивается проведением родительской гостиной. (часть1)...
Определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольника
В презентации представлена работа детско-родительского клуба по правовому воспитанию дошкольника, состоящую из мини-проектов. каждый проект заканчивается проведением родительской гостиной. (часть2)...
Роль семьи в формировании речевого поведения дошкольников
Как правило, родители обращают внимание лишь на состояние звукопроизношения ребёнка. Но есть и другие, не менее важные стороны речи. Одна из них - чистота речи - отражает не только развитие собственно...
Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника
«Речь взрослых –образец для подражания»«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИРЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»...
роль семьи в формировании здорового образа дошкольника
Семья - это основная ячейка в развитии общества. И от того , насколько не только нравственно , но и физически воспитанна семья, зависит и общество в целом....
Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...