Консультация для родителей "Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения"
консультация (младшая группа) на тему
Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.osnovnye_problemy_puti_ikh_resheniya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида».
Тема: Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения
(консультация для родителей)
Подготовила: воспитатель I мл. гр.
Нефедова Р.И.
Проблемы в речевом развитии детей - одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.
Проблемы развития речи детей раннего возраста прежде всего связаны с отсутствием или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми. Большинство пап и мам – служащие, поэтому в утренние часы, собираясь на работу, положительный эмоциональный контакт с ребенком, как правило, отсутствует или еще страшнее - заменяется грубостью, агрессией, излишней неадекватной требовательность. В вечерние часы, на фоне общей усталости и «заорганизованности», родители, общаясь с ребенком, часто не в состоянии вникнуть в содержание речи малыша, а тем более активизировать ее.
Общий анализ семей воспитанников групп раннего возраста выявил недостатки ежедневного взаимодействия в семьях. А оно должно быть построено на взаимном уважении взрослых и детей. Для этого требуется отказаться в речи при обращении от глаголов повелительного наклонения: дай, замолчи, уйди. В общении недопустимо прибегать к нецензурной брани, сленгу и т. п. Родителям и другим членам семьи также нужно отказаться от формализма в оценке речи детей («еще маленький», «скоро заговорит»).
Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия детей друг с другом. Актуален для них вопрос: «Как научить малышей речевому этикету?»
Отсутствие у родителей знаний о том, как организовать и провести простейшие игры, направленные на развитие речи и мышления, указывает на необходимость создания в детских садах условий для новых форм работы со взрослыми: не родительские собрания, а тренинги, игры, праздники и т. д.
Родители зачастую не знают, какое влияние оказывает развитие мелкой моторики руки на речь. Поэтому в семьях дети мало или вообще не пользуются разнообразными художественными материалами для рисования, лепки, аппликации.
В беседах с детьми родители редко обращаются к созерцанию природы, недостаточно часто знакомят с произведениями искусства, не говорят о красоте природы и искусства.
В работах, посвященных вопросам речевого развития детей, период до 3-х лет признан исключительным. Так, чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский (1592-1672), наблюдая за детьми в Материнской школе, доказал, что развивать речь ребенка нужно с самого рождения, беседуя с ним. В руководстве «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые 6 лет» педагог рассказывает, что для лучшего усвоения материала особое значение имеют поэзия и пение: «Как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить также созвучие и ритмы».
Немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852) принадлежит идея соединения обучения и игры. Его система воспитания младенцев вызвала интерес педагогов России.
К.Д. Ушинский (1824-1871), непосредственно знакомившийся с работой детских садов и детских приютов за границей, увидел, что стремлениям и наклонностям детей раннего и младшего возраста отвечают такие игры и занятия, как, например, движение с песнями в такт, складывание из палочек и соломинок, лепка из глины и т. п.
Развитие ребенка раннего и младшего возраста, по мнению детской писательницы и педагога Е.Н. Водовозовой, должно быть связано с обязательным комплексом физических упражнений. Прогулки – замечательное время для бесед, которые построены на наблюдении, и для выполнения комплекса упражнений, которые она советует матерям и наставникам подбирать сообразно с возрастными возможностями малыша, давая при этом образец выполнения.
В трудах педагога, профессора Н.М. Аксариной (1899-1979) проведшей ряд исследований по воспитанию и обучению детей раннего возраста, были определены задачи работы по развитию речи и предложены пути решения проблем раннего возраста.
В виде таблицы (для большей наглядности) материал может быть представлен следующим образом.
Проблема развития речи детей раннего возраста | Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста | Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста |
В речи ребенка много императива (глаголов повелительного наклонения). Он употребляет в речи слова-«паразиты», сленг, нецензурную лексику. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми. Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста. | Специальная организация внешней среды, наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития). Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи). Обогащение восприятия и расширения ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи). Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения речи). | Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь). Стимулировать общение с малышами в семье и в детском саду. Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам. Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы. Поддерживать самостоятельную деятельность детей. |
В наши дни в детских дошкольных учреждениях с группами различных вариативных форм по воспитанию и развитию детей раннего возраста воспитатели к проблемам развития речи относят и потерю интереса взрослых участников педагогического процесса к чтению. В семья детям читают мало или совсем не читают. Воспитателям необходимо объяснять родителям, как важно читать детям.
Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.
Практически в каждой группе детского сада есть семьи, в которых детям начинают читать с раннего возраста. К трем годам они хорошо знают сказки и стихотворения. Но есть еще одна группа детей, которым вообще ничего не читают. Такие дети, как правило, испытывают огромную потребность в общении. А слушать чтение или рассказывание художественного произведения- для них яркое и незабываемое событие.
Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременного проведения игровых действий.
Самый известный вариант игровых потешек- «Ладушки».
Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его.
Поэтому другой вариант: начинать знакомство с произведениями художественной литературы через пение потешек, к которым уже существует мелодия («Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.)
После того, как дети научатся соотносить текст потешки с игровым действием, педагог устраивает знакомство с книгой: приглашает к ней в гости. Книжный уголок оформляется в виде сказочной избушки. Педагог в вежливой форме приветствует Избушку, поочередно берет книги, открывает каждую и обращается к знакомым детям образам. Например, на иллюстрации Ю.А.Васнецова к потешке «Ладушки» в центре картины изображен маленький ребенок- в ряд ли кто-то не узнает этот образ.
При рассматривании иллюстраций воспитатель выделяет характерные для данного изображения и текста потешки детали, акцентирует на них внимание детей, вовлекает их в беседу, а потом в игровое действие. Например: предлагает позвать (гуль-гуль-гуль) и покормить птичек (постучать по ладошке указательным пальцем); показать, где грачи смогут построить гнездо; спрашивает, что можно посоветовать маме малыша, если погода испортится (поиграть с малышом в ладушки и т. д.)
Создав таким образом ситуацию, в которой дети словно очутились среди героев хорошо знакомых им произведений, педагог предлагает каждому ребенку взять в руки книгу и поговорить с ним вместе, кого они увидели.
Рассказав или прочитав потешку, показывает малышам иллюстрации к ней.
Помогает детям вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на иллюстрацию в книге или на листе из альбома.
Чтение потешки должно быть многократным. При повторном чтении воспитатель обращается к детям. Например, «Помогите дедушке…». Малыши с помощью воспитателя повторяют слова потешки («Дедушка Ежок, не ходи на бережок») и т. д.
Очень хорошо начинать чтение малых жанров фольклора с потешек, которые по своей структуре имеют большой арсенал словесно-изобразительных средств. Чтение детям раннего возраста стимулирует процесс слушания. Например, в малых жанрах фольклора используются разнообразные средства поэтической фонетики: звукоподражание, аллитерация, ассонанс. При чтении нужно их обязательно подчеркнуть, выделить.
Повторное чтение детям 3-го года жизни предполагает разнообразие форм работы: малыши каждый раз как бы по-новому слышат уже знакомые произведения.
Одной из форм повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения. Инсценировку произведений малых жанров фольклора можно считать одним из важнейших средств в организации чтения в группах раннего возраста.
Основная задача предложенной методики - помочь воспитателям, работающим с большой группой детей, многие из которых впервые пришли в детский сад, сделать так, чтобы ежедневное пребывание ребенка вдали от родных и близких тем не менее стало не тоскливым и безнадежным времяпрепровождением в стенах общественного учреждения, а наполнилось яркими впечатлениями, в том числе и в результате встречи с необыкновенными друзьями – героями детских книг.
Театральное искусство вообще представляет собой синтез литературы, музыки, изобразительного искусства, танца. Инсценирование художественного произведения и показ спектакля детям – это всегда что-то необычное, праздничное.
В инсценировках потешек воспитатель могут использовать различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия:
- для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;
- для общения малышей со взрослыми, которые от лица участника спектакля обращается к ним;
- для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.
Прежде чем начать показ инсценировки малых жанров фольклора, воспитатель показывает детям главного героя будущего спектакля. Дети рассматривают игрушку (театральную куклу), по просьбе педагога и с его помощью придумывают имя. Педагог дает краткую характеристику персонажа: добрый, веселый, красивый и т. д. За тем предлагает детям вспомнить другие произведения с участием сказочного образа.
Такой прием очень часто необходим, потому что при инсценировке малых жанров фольклора, в которых нет диалога, а лишь простое развертывание сюжетного действия, за частую предельно сжатого, педагог вводит этот образ в качестве рассказчика, что позволяет, в свою очередь, объединить два произведения в один спектакль.
Ни с чем не сравнимую радость у детей вызывает предложение участвовать в инсценировке. Наряжаясь, они старательно выговаривают слова своей роли, повторяют несложные действия вслед с педагогом, участвуют в обсуждении образа, и, самое главное, постепенно учатся импровизировать: домысливать, досказывать, то есть фантазировать, сочинять.
После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Цель таких бесед – определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше всего запомнился и т. д.
Если дети никогда не были в театре, то перед началом спектакля педагог объясняет им, что по окончании показа нужно поблагодарить «актеров» (аплодировать) и показывает как это делается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в ДОУ «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»
Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.
В рамках решения годовой задачи в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности и успешности педагогов ...
Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения
Для повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой был прове...
Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" 2020 г.
14 января 2020 года в рамках решения годовой задачи в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности и у...
Педсовет: "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения", 2020г. Уровень ДОУ.
14 января 2020 года воспитатель, Виданова Ирина Леонидовна, выступила для педагогов ДОУ с сообщением и презентацией на тему "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошко...