Консультация для родителей "Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения"
консультация (младшая группа) на тему

Нефедова Раиса Ивановна

Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.osnovnye_problemy_puti_ikh_resheniya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида».

Тема: Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения

(консультация для родителей)

Подготовила: воспитатель I мл. гр.

              Нефедова Р.И.

         Проблемы в речевом развитии детей - одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.

         Проблемы развития речи детей раннего возраста прежде всего связаны с отсутствием или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми. Большинство пап и мам – служащие, поэтому в утренние часы, собираясь на работу, положительный эмоциональный контакт с ребенком, как правило, отсутствует или еще страшнее - заменяется грубостью, агрессией, излишней неадекватной требовательность. В вечерние часы, на фоне общей усталости и «заорганизованности», родители, общаясь с ребенком, часто не в состоянии вникнуть в содержание речи малыша, а тем более активизировать ее.

        Общий анализ семей воспитанников групп раннего возраста выявил недостатки ежедневного взаимодействия в семьях. А оно должно быть построено на взаимном уважении взрослых и детей. Для этого требуется отказаться в речи при обращении от глаголов повелительного наклонения: дай, замолчи, уйди. В общении недопустимо прибегать к нецензурной брани, сленгу и т. п. Родителям и другим членам семьи также нужно отказаться от формализма в оценке речи детей («еще маленький», «скоро заговорит»).

        Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия детей друг с другом. Актуален для них вопрос: «Как научить малышей речевому этикету?»

        Отсутствие у родителей знаний о том, как организовать и провести простейшие игры, направленные на развитие речи и мышления, указывает на необходимость создания в детских садах условий для новых форм работы со взрослыми: не родительские собрания, а тренинги, игры, праздники и т. д.

         Родители зачастую не знают, какое влияние оказывает развитие мелкой моторики руки на речь. Поэтому в семьях дети мало или вообще не пользуются разнообразными художественными материалами для рисования, лепки, аппликации.

        В беседах с детьми родители редко обращаются к созерцанию природы, недостаточно часто знакомят с произведениями искусства, не говорят о красоте природы и искусства.

        В работах, посвященных вопросам речевого развития детей, период до 3-х лет признан исключительным. Так, чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский (1592-1672), наблюдая за детьми в Материнской школе, доказал, что развивать речь ребенка нужно с самого рождения, беседуя с ним. В руководстве «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые 6 лет» педагог рассказывает, что для лучшего усвоения материала особое значение имеют поэзия и пение: «Как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить также созвучие и ритмы».

        Немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852) принадлежит идея соединения обучения и игры. Его система воспитания младенцев вызвала интерес педагогов России.

        К.Д. Ушинский (1824-1871), непосредственно знакомившийся с работой детских садов и детских приютов за границей, увидел, что стремлениям и наклонностям детей раннего и младшего возраста отвечают такие игры и занятия, как, например, движение с песнями в такт, складывание из палочек и соломинок, лепка из глины и т. п.

        Развитие ребенка раннего и младшего возраста, по мнению детской писательницы и педагога Е.Н. Водовозовой, должно быть связано с обязательным комплексом физических упражнений. Прогулки – замечательное время для бесед, которые построены на наблюдении, и для выполнения комплекса упражнений, которые она советует матерям и наставникам подбирать сообразно с возрастными возможностями малыша, давая при этом образец выполнения.

        В трудах педагога, профессора Н.М. Аксариной (1899-1979) проведшей ряд исследований по воспитанию и обучению детей раннего возраста, были определены задачи работы по развитию речи и предложены пути решения проблем раннего возраста.

        В виде таблицы (для большей наглядности) материал может быть представлен следующим образом.

Проблема развития речи детей раннего возраста

Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста

Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста

     В речи ребенка много императива (глаголов повелительного наклонения).

     Он употребляет в речи слова-«паразиты», сленг, нецензурную лексику.

     Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами.

     Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми.

     Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста.

     Специальная организация внешней среды, наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей.

    Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития).

    Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи).

    Обогащение восприятия и расширения ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи).

     Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения речи).

     Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь).

    Стимулировать общение с малышами в семье и в детском саду.

     Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.

     Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников.

     Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей.

    Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы.

     Поддерживать самостоятельную деятельность детей.

        В наши дни в детских дошкольных учреждениях с группами различных вариативных форм по воспитанию и развитию детей раннего возраста воспитатели к проблемам развития речи относят и потерю интереса взрослых участников педагогического процесса к чтению. В семья детям читают мало или совсем не читают. Воспитателям необходимо объяснять родителям, как важно читать детям.

        Развитие  посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.

        Практически в каждой группе детского сада есть семьи, в которых детям начинают читать с раннего возраста. К трем годам они хорошо знают сказки и стихотворения. Но есть еще одна группа детей, которым вообще ничего не читают. Такие дети, как правило, испытывают огромную потребность в общении. А слушать чтение или рассказывание художественного произведения- для них яркое и незабываемое событие.

        Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременного проведения игровых действий.

        Самый известный вариант игровых потешек- «Ладушки».

Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его.

Поэтому другой вариант: начинать знакомство с произведениями художественной литературы через пение потешек, к которым уже существует мелодия («Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.)

После того, как  дети научатся соотносить текст потешки с игровым действием, педагог устраивает знакомство с книгой: приглашает к ней в гости. Книжный уголок оформляется в виде сказочной избушки. Педагог в вежливой форме приветствует Избушку, поочередно берет книги, открывает каждую и обращается к знакомым детям образам. Например, на иллюстрации Ю.А.Васнецова к потешке «Ладушки» в центре картины изображен маленький ребенок- в ряд ли кто-то не узнает этот образ.

 При рассматривании иллюстраций воспитатель выделяет характерные для данного изображения и текста потешки детали, акцентирует на них внимание детей, вовлекает их в беседу, а потом в игровое действие. Например: предлагает позвать (гуль-гуль-гуль) и покормить птичек (постучать по ладошке указательным пальцем); показать, где грачи смогут построить гнездо; спрашивает, что можно посоветовать маме малыша, если погода испортится (поиграть с малышом в ладушки и т. д.)

Создав таким образом ситуацию, в которой дети словно очутились среди героев хорошо знакомых им произведений, педагог предлагает каждому ребенку взять в руки книгу и поговорить с ним вместе, кого они увидели.

Рассказав или прочитав потешку, показывает малышам иллюстрации к ней.

Помогает детям вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на иллюстрацию в книге или на листе из альбома.

Чтение потешки должно быть многократным. При повторном чтении воспитатель обращается к детям. Например, «Помогите дедушке…». Малыши с помощью воспитателя повторяют слова потешки («Дедушка Ежок, не ходи на бережок») и т. д.

Очень хорошо начинать чтение малых жанров фольклора с потешек, которые по своей структуре имеют большой арсенал словесно-изобразительных средств. Чтение детям раннего возраста стимулирует процесс слушания. Например, в малых жанрах фольклора используются разнообразные средства поэтической фонетики: звукоподражание, аллитерация, ассонанс. При чтении нужно их обязательно подчеркнуть, выделить.

Повторное чтение детям 3-го года жизни предполагает разнообразие форм работы: малыши каждый раз как бы по-новому слышат уже знакомые произведения.

Одной из форм повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения. Инсценировку произведений малых жанров фольклора можно считать одним из важнейших средств в организации чтения в группах раннего возраста.

Основная задача предложенной методики - помочь воспитателям, работающим с большой группой детей, многие из которых впервые пришли в детский сад, сделать так, чтобы ежедневное пребывание ребенка вдали от родных и близких тем не менее стало не тоскливым и безнадежным времяпрепровождением в стенах общественного учреждения, а наполнилось яркими впечатлениями, в том числе и в результате встречи с необыкновенными друзьями – героями детских книг.

Театральное искусство вообще представляет собой синтез литературы, музыки, изобразительного искусства, танца. Инсценирование художественного произведения и показ спектакля детям – это всегда что-то необычное, праздничное.

В инсценировках потешек воспитатель могут использовать различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия:

- для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;

- для общения малышей со взрослыми, которые от лица участника спектакля обращается к ним;

- для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.

Прежде чем начать показ инсценировки малых жанров фольклора, воспитатель показывает детям главного героя будущего спектакля. Дети рассматривают игрушку (театральную куклу), по просьбе педагога и с его помощью придумывают имя. Педагог дает краткую характеристику персонажа: добрый, веселый, красивый и т. д. За тем предлагает детям вспомнить другие произведения с участием сказочного образа.

Такой прием очень часто необходим, потому что при инсценировке малых жанров фольклора, в которых нет диалога, а лишь простое развертывание сюжетного действия, за частую предельно сжатого, педагог вводит этот образ в качестве рассказчика, что позволяет, в свою очередь, объединить два произведения в один спектакль.

Ни с чем не сравнимую радость у детей вызывает предложение участвовать в инсценировке. Наряжаясь, они старательно выговаривают слова своей роли, повторяют несложные действия вслед с педагогом, участвуют в обсуждении образа, и, самое главное, постепенно учатся импровизировать: домысливать, досказывать, то есть фантазировать, сочинять.

После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Цель таких бесед – определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше всего запомнился и т. д.

Если дети никогда не были в театре, то перед началом спектакля педагог объясняет им, что по окончании показа нужно поблагодарить «актеров» (аплодировать) и показывает как это делается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в ДОУ «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.

В рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и успешности педагогов ...

Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения

Для повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой был прове...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" 2020 г.

14 января 2020 года в рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и у...

Педсовет: "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения", 2020г. Уровень ДОУ.

14 января 2020 года воспитатель, Виданова Ирина Леонидовна, выступила для педагогов ДОУ с сообщением и презентацией на тему "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошко...