Консультация для родителей "Как ребёнок познает окружающий мир"
консультация (старшая группа) на тему

Познание окружающего мира происходит у ребёнка во время опытов и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rebyonok_poznayot_okruzhayushchiy_mir.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

«Как ребёнок познаёт окружающий мир»

Консультация для родителей

                                    Подготовила:     воспитатель

                                                                          М.А.Савельева

г. Нефтеюганск

Этот вопрос интересовал взрослых всегда. Однако не всегда взрослые могли на него ответить. Возможно  ли воспитывать и обучать ребёнка, не создавая особых условий для развития его наблюдательности, логики, мышления?

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс  лишь в той степени развивает ребёнка, в какой взрослый умеет им грамотно управлять. Успех определяют  методы и приёмы обучения дошкольника.

Наиболее развивающими, соответствующими  особенностями психического и физического развития ребёнка являются методы и приёмы детского экспериментирования. Что же такое детское экспериментирование?

Великий Луи де Бойль писал: «Знания- дети удивления и любопытства». И он был абсолютно прав. Только  заинтересованность позволяет ребёнку быстро и легко осваивать окружающий мир и быть при  этом активным и довольным.

Именно этот « исследовательский инстинкт» и есть тот инструмент, с помощью которого удовлетворяется врождённая способность ребёнка интересоваться всем и вся.

Исследовательское поведение, лежащее в основе обучения ребёнка, широко изучалось такими отечественными и зарубежными учёными, как А.В.Запорожец, Н.Н. и А.Н.Подъяковы, Б.Ю.Ломов и другими.

Разрабатываемый данными авторами метод активного детского экспериментирования  стал одним из наиболее эффективных в системе современного обучения.

Экспериментирование лежит в основе любого знания ребёнка о мире.

Только непосредственно  манипулируя, рассматривая, изучая предметы и явления с помощью различных анализаторов. Ребёнок понимает суть и взаимосвязь происходящих вокруг него событий.    Ребёнок  экспериментирует, перебирая и нанизывая колечки пирамидки, рисуя разными материалами(краской, карандашами, кисточкой, пальцами), сочиняя слова и сказки, конструируя и танцуя.

Вся привычная деятельность детей есть по своей природе не что иное, как экспериментирование, в основе которого лежит знаменитый рефлекс Павлова И.П. «что такое, кто такой».

Активное самостоятельное действие с предметом, «практикование», выполнение действий методом «проб и ошибок» и есть могучий способ пробудить интеллектуальные силы дошкольника, развить его любознательность, наблюдательность и логику мышления, о которых мы говорили выше.

Чем больше вопросов задаёт ребёнок взрослым в дошкольном возрасте, тем интенсивнее будет развиваться его интеллект, тем более успешным учеником он станет.

Предлагаем Вам несколько проблемных ситуаций для домашнего экспериментирования.

  • -Найди самое тёплое место в квартире, комнате.
  • -Ты замёрз, долго гуляя на улице- что следует предпринять, чтобы не заболеть?
  • -Ты проголодался, что будешь делать, если взрослых нет дома?
  • -Как  утешить плачущего ребёнка?
  • -Представь, что ты потерялся в большом городе. Как ты доберёшься домой?
  • -Как без кастрюли сварить суп?
  • -Как напиться без чашки?
  • -Как спастись от тигра?
  • -Как укрыться от сильного дождя?
  • -Как попасть в Африку?

Эти и другие вопросы помогут Вам и ребёнку скоротать время с пользой, стать ближе друг к другу, пробудить взаимный интерес, научить думать, рассуждать, обосновывать свою точку зрения. Задать их можно где угодно: в поезде, на прогулке, на детском празднике, в магазине, во время работы на кухне и пр. Самое главное- никогда не считать это занятие бесполезной тратой сил и времени.

Эти игры принесут не меньше пользы:

***  «Превращения»

( представь, что ты превратился в кого-нибудь или что-то: гнома, белочку, раскладушку, что будет?)

*** «Необычные свойства»

(расскажи о свойствах и способах использования необычных вещей, таких, как горячий камень, сладкий кубик)

*** «Что будет, если?»

(100 дней будет идти дождь? Улетят все птицы?)

*** «Волшебная палочка»

(Что бы ты хотел уменьшить или увеличить? Что будет, если предмет увеличить до больших размеров?)

Совет:  никогда не пренебрегайте мнением ребенка, по какому-

либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам

кажется наивным. Все имеют право на свою точку зрения, даже

неправильную. Важно найти истину вместе с ребёнком или вдвоём

доказать обратное.

                                    Литература: И. Л. Паршукова «Маленькие исследователи в детском саду».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребёнок познает мир"

Консультация для родителей о том, как правильно организовать экспериментальную деятельность детей...

Как помочь ребёнку познать окружающий мир.

Что такое «познавательная деятельность» – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью  восприятия, мышления, памяти, внимания и...

Консультация для воспитателей "Ребёнок и окружающий мир"

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей...

Консультация для родителей: "Ребёнок и окружающие его люди"

Границы личности включают в себя все, что отличает «Я» от не «Я», мое от не моего. Мои личные границы — все, что я могу назвать своим. Моя комната, мои вещи, мое тело, мо...

Консультация для родителей «Познаем окружающий мир через экспериментирование»

в консультации рассказывается родителям как вместе с ребенком провести интересные эксперименты и исследования дома....

Консультация для родителей «Познаем окружающий мир через экспериментирование»

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих ...


 

Комментарии

Стехина Елена Владимировна

Марина Александровна, спасибо, очень интересно.