В помощь родителям для занятий дома
консультация (младшая группа) на тему

Сапунова Наталья Михайловна

Артикуляционные упражнения

Дыхательные упражнения

Развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_yazychka.docx300.33 КБ
Файл obuchene_pravilnomu_dykhaniyu.docx78.31 КБ
Файл razvitie_melkoy_motoriki_doma.docx127.75 КБ

Предварительный просмотр:

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz35.jpg

 

 

Для того, чтобы малыш овладел звуками С и З, необходимо научить язычок точно выполнять пока ещё сложные движения. Выработке необходимых навыков способствует данная артикуляционная гимнастика.

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz01.jpgНакажем непослушный язык

ЦельВыработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.
Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет от 2 до 5-10.


Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz12.jpgБлинчик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу.  В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет от 2 до 5-10.Боковые края языка касаются углов рта.


Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz21.jpgПочистим зубки

Цель. Научить малыша удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, а затем снизу вверх.


Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следим, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, помним о том, что кончик языка должен быть широким и начинал движение от корней нижних зубов. Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz29.jpgЗаборчик

Цель. Выработать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. 
Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz30.jpgТрубочка

Цель. Выработать умение удерживать губы вытянутыми вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 2 до 5-10.

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz31.jpgМыльные пузыри

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Оборудование. Нам понадобится флакон мыльных пузырей. 
Описание. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем. 


Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что дышать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе.

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz32.jpgЗабей мяч в ворота

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка. 
Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.
Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота. 


Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/369863.jpg

 

Традиционный комплекс упражнений, необходимых для подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного звука Ш и Ж.

 

Накажем непослушный язык

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz01.jpgЦель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.

Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет до 5-10.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу.

 

Края языка касались уголков рта.

 

 

 

Блинчик

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz12.jpgЦель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

 Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу. В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике

под счет до 5-10. Боковые края языка касаются углов рта.

Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не

закусывал нижнюю губу.

 

 

 

Мыльные пузыри

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz33.jpgЦель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

 Оборудование. Нам понадобится флакон мыльных пузырей.

Описание. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем.

Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что дышать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе.

 

 

Забей мяч в ворота

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz34.jpgЦель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.

 

 

 

Приклей конфетку

 

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz02.jpgОписание. Положим широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка кладём маленький кусочек ириски. Этот кусочек конфетки приклеиваем к нёбу за верхними зубами.

Важно, чтобы малыш выполнял данное упражнение медленно. Рот открыт достаточно широко (1,5 - 2 см). Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются в покое. Если у ребенка не получается и нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

 

 

Чашечка

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Небольшой кусочек конфетки, шоколадки или что-то их заменяющее.

Описание. http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz03.jpgУлыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. Когда это упражнение будет легко даваться малышу, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.

 

 

 

 

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz04.jpgОборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а теперь, приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.

 http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz05.jpg

Фокус

Цель. Закрепляем умение поднимать и удерживать широкую переднюю часть языка вверх, вырабатываем умение направлять воздушную струю по центру языка вверх.

Оборудование. Ватный шарик или перышко.

Описание. Кладём на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, теперь приоткрыв рот, поднимаем широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуем на ватку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются неподвижны. Если у ребенка так не получается, придерживаем подбородок пальцем.

 

Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz19.jpg

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


 

Гармошка

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz07.jpgЦель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

 

 

 

Трубочка

Цель. Укрепление мышц языка.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz08.jpgОписание. Приоткроем рот и выдвинем вперед широкий язык, теперь поднимем вверх боковые края. Удерживаем язык-трубочку в таком положении как можно дольше.

 

 

 

 

Змейка

Цель. Укрепление мышц языка.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz09.jpgОписание. Улыбнувшись, широко открываем рот, узкий язык выдвигаем вперед, а затем обратно вглубь рта.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

 

 

 

Шарик лопнул

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Описание. Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку (см. упражнение "Чашечка"), а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz10.jpgслегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя сдувающийся шарик, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язычок держал форму чашечки и не упирался в альвеолы.

 

 

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz24.jpg

Как часто можно услышать, от малышей вместо слов

лампа - вампа, стол - стой, салат - саят. Правильному и чёткому произношению пока ещё трудного звука Л способствует артикуляционная гимнастика. Сегодня мы с Вами будем учиться выполнять упражнения, направленные на подготовку артикуляционного аппарата к постановке звука Л.

 

Индюк

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz11.jpgЦель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

 

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение    языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz13.jpgОборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а, теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем.

Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz14.jpg

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.


Самолёт гудит

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz15.jpgОписание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.

 

Качели

Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz16.jpgОписание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее,

стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.

 

Иголочка

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz17.jpgЦель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание. Откроем рот и выдвинем вперед узкий

длинный язычок. Удерживаем язык в таком

положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.

 

Лошадка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz18.jpgрот и "приклеиваем"   широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем    язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук

становится похож на цокот копыт лошади.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.


http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz06.jpg

Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

Гармошка

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz20.jpgЦель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком       положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

 Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz23.jpg

 Традиционный комплекс упражнений, необходимых для подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного звука Р.

 

Почистим зубки

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz21.jpgЦель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка "чистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево.

Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Следим, чтобы кончик языка находился у корней верхних зубов. Часто дети допускают в этом упражнении ошибку, когда нижняя челюсть синхронно выполняет все движения язычка. Этого допускать нельзя. Работает только язык.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz22.jpg

Маляр

Цель. Отрабатывать верхний подъём языка и его подвижность.

Описание. Улыбнувшись, открываем рот и

"красим" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Важно, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

 

Забей мяч в ворота

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz32.jpg     Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на     полу, на животе, или сидя за столом.

                               Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

 

 

Вкусное варенье

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz13.jpgЦель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.

 

Индюк

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz11.jpgЦель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы -поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк "разговаривает").

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

 

Барабанщик

Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz26.jpgкончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

 

Лошадка
Цель. Закрепить верхний  подъём языка,

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz18.jpgрастянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем

рот и "приклеиваем"   широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем    язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.

 

 

Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz27.jpgпродолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


 

 

Желаю успеха!

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/yazichki/upr_dlya_yaz28.jpg



Предварительный просмотр:

Обучение правильному дыханию

Уважаемые родители!

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/Dyhatelnaja-gimnastika-dlja-malyshej.jpg

Обучение правильному дыханию — одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка также, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества. Они вводятся в комплексы упражнений уже для 2-3 месячных детей. Когда малыш подрастает, мать может заниматься развитием дыхательного аппарата ребенка в форме игры. Например, дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюханье цветка.

Во время прогулок надо привлекать внимание ребенка к чудесному запаху чистого воздуха, заставлять медленно вдыхать носом, чтобы как следует почувствовать его, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы малышу было интересно, попросите его проанализировать состав воздуха (так он быстрее научится различать запахи). Нужно приучать ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным. Чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота, покажите как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребенка на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стал плоским и впалым. Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки.

Комплекс дыхательных упражнений

«Снегопад»

Цель: упражнения на развитие дыхания.

Играющим раздают по небольшому кусочку ваты, его надо слегка «потрепать», чтобы он летел как пушинка. По сигналу ведущего все подбрасывают свои «снежинки». Теперь задача играющих — не дать снежинке упасть: но на них можно только дуть. Тот из играющих, чья «снежинка» дольше всех продержится в воздухе, считается победителем.

«Сердитый ёжик»

Представить, как ёжик во время опасности сворачивается в клубочек.

Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-ф» (3-5 раз)

Система трёхфазного дыхания.

Отличительной чертой этой системы дыхания является фиксация внимания на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох (возврат дыхания). Пауза используется для того, чтобы вдох осуществлялся самопроизвольно, как естественная потребность. Именно этому важному моменту в большинстве существующих систем дыхания не уделяется достаточно внимания.

«Насос»

Цель: тренировка равномерного вдоха.

Выполняем сидя. Спина прямая, плечи расправлены. Руки на коленях.

Для создания необходимого запаса дыхания выдохнуть на «пфф», прервать звук — пауза, возврат дыхания (бесшумный вдох носом), приготовить артикуляционный уклад (губы в улыбке, зубы сомкнуты и обнажены, язык упирается в нижние зубы) и произнести продолжительно «ссс».

Упражнение выполнить 2-3 раза подряд и закончить выдохом на «пффф».

«Жук»

Цель: тренировка ровного негромкого (на низких тонах) звучания.

Упражнение выполняется стоя.

Произнести «пффф», затем прервать звук — пауза и возврат дыхания (бесшумный вдох носом). Приготовить артикуляционный уклад (губы вытянуты трубочкой и раскрыты, зубы сомкнуты, язык поднят за верхние зубы) низко не громко произнести звук «жжж».

Упражнение выполнить 2-3 раза подряд и закончить выдохом на «пффф».

«Сердитый комарик»

Цель: тренировка ровного не громкого (на низких тонах) звучания.

Упражнение выполняется стоя.

Произнести «пффф», затем — пауза и возврат дыхания (бесшумный вдох носом). Произнести звук «ззз» (губы в улыбке, зубы сжаты и обнажены, язык упирается в нижние зубы) на низких нотах.

«Подуй на свечку»

Цель: освоение упругого выдоха и естественного вдоха.

Выполняем сидя. Спина прямая, плечи расправлены. Руки на коленях. Поза свободная без напряжения.

Для выполнения выдоха губы сложите так, чтобы подуть на пламя свечи, стоящей на некотором расстоянии от вас. При этом губы не выпячивать, а повернуть их центры к слегка разжатым челюстям и произнести не громко «пффф». Выдыхать воздух (не до конца) с небольшим усилием через щель, щёки не надувать.

После выдоха губы приведите в обычное положение и в паузе ожидайте возврата дыхания. Через нос впустите воздух и снова подуйте на свечу со звуком «пффф». Опять прервите звук и подождите, когда появится желание вдохнуть. Проделать так 2-4 раза.

Упражнение «Гимнаст»

Цель: тренировка трёхфазного дыхания в движении.

Упражнения выполняем стоя с добавлением движений.

Выполнить трёхфазный цикл дыхания 2-3 раза и, добавив описывание кругов вытянутыми перед собой руками, продолжать дышать с выдохом на «пффф», не сокращая паузы и свободно возвращая дыхание. Закончить упражнение, выполняя дыхание стоя.

Второй способ — выдох воспроизводить уже не на «пффф», а на звук «сссс».

И, наконец, самый сложный способ — выполнять длинный беззвучный выдох через губы, сложенные свободно и естественно.

К упражнениям с движениями можно приступать не раньше чем через пять — шесть месяцев ежедневных занятий упражнениями в статике.

«Буль — бульки»

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, а в другой — чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть с помощью трубочек для коктейля. Задача ребёнка играть так, чтобы не пролить воду. Для этого в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, можно дуть сильно.

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребёнка. Это стимулирует ребёнка дуть на пузыри, чтобы они не попадали в него.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики дома.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день, пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, не утомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радует детей.

Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или под музыку.


Горох

Опустили кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/miska_goroha.jpg

В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.


Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/miska_fasoli.jpg

В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

Самомассаж  кистей и пальцев рук

Этот массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»), стихами.

1. Массаж зубной щёткой

Массаж пальцев, начинается с большого и до мизинца.

Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/zub_schetka.jpg

Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики — удальчики.


2. Массаж шестигранными карандашами

Грани карандаша легко «укладывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/karandashi.jpg

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

 
3. Массаж грецкими орехами

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/orehi.jpg

Научился два ореха,
Между пальцами катать
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.


4. Массаж «четками»

Перебирание «четок», (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

http://berezka.sokik.ru/files/berezka/logoped/busy.jpg

Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ. Спортивный уголок дома.

Спортивный уголок необходим для всестороннего развития ребёнка....

В помощь родителям кто занимается дома с детьми.

Если вы забыли как выполнять     «Разбор слова по звукам»(звуковая схема слова). Выполнять схему предложения. Какие бывают звуки. Где они находятся в слове. Этот матери...

Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (пересказ сказки по опорным картинкам по теме транспорт)

Материал в помощь родителямдля создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР(пересказ сказки по опорным картинкам  по теме транспорт)...

Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего аста с ТНР пересказ рассказа «ЛАСТОЧКА» по теме перелетные птицы

Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРпересказ рассказа «ЛАСТОЧКА» по теме перелетные птицы...

КОНСПЕКТЫ в помощь родителям для занятий с детьми в режиме дистанционного обучения в условиях самоизоляции

Конспекты полготовленны в помощь родителям для занятий с детьми подготовительной группы в режиме дистанционного обучения в условиях самоизоляции, в целях предотвращения эпидемии в детском саду....