«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» на тему «Развитие мелкой моторики рук» в возрастной младшей группе
материал (младшая группа) на тему
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_semya.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
«Разработка содержания мероприятия с родителями
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей»
на тему
«Развитие мелкой моторики рук»
в возрастной младшей группе
время обучения: с 05.11.-11.11.2014 год
Выполнила
Карпухина Елена Сергеевна
воспитатель
ГБОУ СОШ с.Екатериновка
«Детский сад Ручеёк»
м.р. Приволжский
Самара, 2014г.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук»
Форма проведения: семинар-практикум
Аудитория: родители младшей группы
Количество участников: 10 человек
Задачи:
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
3. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.
2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Информационно- техническое обеспечение:
1. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).
2. Выставка книг по теме собрания.
3. Презентация игр: слайды, фотографии.
4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
Материалы и оборудование:
1. Плакаты с высказываниями:
• «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);
• «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
(В. А.Сухомлинский);
• «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М. Бехтерева)
2. Листы бумаги, простые карандаши.
3. Организация выставки развивающих игр.
4 .Слайды с играми.
5. Пуговицы, фасоль белая и красная, крупа гречневая и рисовая, разноцветные прищепки.
Логика проведения:
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома и прошу вас принять участие в них.
«Пальчиковые игры» - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковая игра “Здравствуй, пальчик”. Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- развивает эмоциональную выразительность;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает внимание, память, воображение;
- способствует развитию пространственного мышления;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Например, различные виды мозаик или игры с пуговицами, которые развивают внимание, восприятие. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.
Аппликация
При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы, фигурки и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если Вы опасаетесь дать ребенку ножницы, пусть рвет руками цветную бумагу или картинки из журнала, газеты - как получится; а вы будете наклеивать рванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.
Игры с прищепками
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Вывод:
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Надеюсь, я смогла Вас убедить в значимости развития мелкой моторики и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшний семинар-практикум помог получить знания, которые вы примените к своим детям положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми, положите жёлтый треугольник.
Хочу закончить свой семинар-практикум словами Ольги Высоцкой:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук:
• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
• застегивать (расстёгивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
• выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
• резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
• уход за комнатными растениями;
• водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
• разбор круп и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по мелкой моторике с детьми 2 младшей группы
Игры по мелкой моторики...
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей»
Тема: «Знаете ли вы своего ребенка?»Форма проведения: семейные конкурсы. Аудитория: родители детей подготовительной группы. Количество участников: шесть пар родителей Задачи:1.обо...
Разработка содержания мероприятия с родителями. «Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей».Тема: « Жизнь родителей в детях. Семейные ценности и традиции»
Организация круглого стола с родителями в ДОу....
Педагогический совет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОО и семьи в воспитании и развитии дошкольника»
Форма проведения: деловая игра.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....
Программа по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности».
Программа по самообразованию . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности»....
Педсовет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Задачи:- расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменени...