«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» на тему «Развитие мелкой моторики рук» в возрастной младшей группе
материал (младшая группа) на тему

Карпухина Елена Сергеевна

Что же такое мелкая моторика?

        Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_semya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

«Разработка содержания мероприятия с родителями

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей»

на тему

 «Развитие мелкой моторики рук»

в возрастной младшей группе

время обучения: с 05.11.-11.11.2014 год

Выполнила

Карпухина Елена Сергеевна

воспитатель

                                                               ГБОУ СОШ с.Екатериновка

                                                                          «Детский сад Ручеёк»  

                                               м.р. Приволжский

Самара, 2014г.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук»

Форма проведения: семинар-практикум

Аудитория: родители младшей группы

Количество участников: 10 человек

Задачи:

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно- техническое обеспечение:

1. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).

2. Выставка книг по теме собрания.

3. Презентация игр: слайды, фотографии.

4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Материалы и оборудование:

1. Плакаты с высказываниями:

• «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);    

• «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»

(В. А.Сухомлинский);

• «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М. Бехтерева)

2. Листы бумаги, простые карандаши.

3. Организация выставки развивающих игр.

4 .Слайды с играми.

5. Пуговицы, фасоль белая и красная, крупа гречневая и рисовая, разноцветные прищепки.

Логика проведения:

Что же такое мелкая моторика?

        Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

        Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на  уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

        Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.

      Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома и прошу вас принять участие в них.

«Пальчиковые игры» - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковая игра “Здравствуй, пальчик”. Играть с пальчиками рук можно  дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.  

       Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

       - помогает развивать речь;

       - развивает эмоциональную выразительность;

       - повышает работоспособность головного мозга;

       - развивает внимание, память, воображение;

       - способствует развитию пространственного мышления;

       - снимает тревожность.

       Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

Игры с пуговицами 
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Например, различные виды мозаик или игры с  пуговицами, которые развивают внимание, восприятие. Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно
выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д.  

Игры с сыпучими материалами     
Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем  горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.

Аппликация
При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс.  Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы, фигурки и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если Вы опасаетесь дать ребенку ножницы, пусть рвет руками цветную бумагу или картинки из журнала, газеты - как получится; а вы будете наклеивать рванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.
Игры с прищепками
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Вывод:

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

       Надеюсь, я смогла Вас убедить в значимости развития мелкой моторики  и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшний семинар-практикум помог получить знания, которые вы примените к своим детям положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми, положите жёлтый треугольник.

Хочу закончить свой семинар-практикум словами Ольги Высоцкой:

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук:

•        катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

•        разминать пальцами пластилин, лепить различные поделки;

•        сжимать и разжимать кулачки  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,  барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,  махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

•        нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

•        застегивать (расстёгивать) пуговицы;

•        играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

•        выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

•        мять руками  поролоновые  шарики, губки;

•        рисовать,  раскрашивать,  штриховать;

•        резать  (вырезать)  ножницами;

•        выполнять аппликации.

     

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

•        уход за комнатными растениями;

•        водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание,  перетирание, полоскание, отжимание));

•        разбор круп и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей»

Тема: «Знаете ли вы своего ребенка?»Форма проведения: семейные конкурсы. Аудитория: родители детей подготовительной группы. Количество участников: шесть пар родителей Задачи:1.обо...

Педагогический совет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОО и семьи в воспитании и развитии дошкольника»

Форма проведения: деловая игра.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Программа по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности».

Программа по самообразованию . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности»....

Педсовет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Задачи:- расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменени...