Профилактика манипулятивного поведения у детей
консультация на тему

Ганюк Инга Юрьевна

Все дети манипулируют своими родителями и хорошо знают их слабые места.

Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего поведения взрослого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика манипулятивного поведения у детей

    Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулирует взрослыми, речь не идет о настоящей манипуляции. В этом возрасте малыш еще не может ставить себе цели «добиться контроля над  поведением и мыслями другого человека», поскольку сам не всегда осознает свои поступки, не говоря уже о планировании действий.

   

Предпосылки к манипулятивному поведению

   Появление в семье маленького манипулятора становится следствием естественной для ребенка любви к повторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.

    Обучаясь общаться, ребенок нередко подражает поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится и приемам манипуляции. Воспитатель в детском саду отвлекает внимание ребенка разговором о новой игрушке, чтобы расставание с мамой было не столь болезненным. Такое общение с дошкольником практикуется почти во всех семьях. Оно не будет представлять опасности, если сопровождается уговорами, объяснениями и обсуждениями. Постоянное принуждение к принятию решений не будет благоприятствовать тому, чтобы ребенок  научился договариваться с людьми.

    Применение некоторых манипуляций также не дает права говорить о том, что у ребенка сформировалось подобное поведение. Оно появляется лишь при условии, если дошкольник к трем-четырем годам становится эгоистом, что в действительности неверно, даже если вся семья старается выполнять его запросы. С раннего возраста сознание дошкольника концентрируется на нем самом, на его собственных телодвижениях, потребностях. Именно за счет этого формируется «Я» человека. Если окружающие заботливо ухаживают за дошкольником, своевременно удовлетворяют его потребности, у него вырабатывается «базовое доверие к миру». То есть ребенок изначально верит в положительный контакт с другим человеком, в то, что принесет исполнение желаний. Но это чувство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.

    Готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей является условием возникновения эгоизма является полное центрирование семьи на ребенке, Следующеее условие – гиперопека. К трем годам ребенок способен выполнять некоторые действия по самообслуживанию. Если подобного не происходит, он постепенно привыкает перекладывать «эту обязанность» на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любыми способами.

    Зачастую дети прибегают к таким крайним мерам «воздействия на родителей», как болезнь. Они могут «вызывать» температуру, действительно ощущать боль в животе или головную боль, если переживают только что увиденный семейный конфликт, услышанную фразу о болезни кого-то из членов семьи и др. Некоторые дети любят болеть, если родители проявляли чрезмерное внимание к ним во время предыдущей болезни. В этом случае недуг – гарантия благ как материальных, так и духовных, возможность стать центром всеобщего внимания.

    Для того чтобы понять, что стало причиной недомогания, стоит проанализировать: погодные условия повлияли на плохое самочувствие или ребенок все же испытывает нехватку внимания. У многих родителей нет времени не только поговорить с дошкольником, но и обратить внимание на просьбу, взглянуть, что он смастерил, какой получился рисунок. В этом случае у ребенка остается только один способ привлечь к себе внимание – заболеть. Правда, если для родителей его плохое самочувствие становится досадным препятствием в работе, они, сдерживая раздражение, стараются как можно быстрее вылечить малыша. Последствием этого в лучшем случае может оказаться поиск новых методов борьбы за родительское внимание. Нередко ими становятся проказы, очень быстро привлекающие внимание, пусть даже негативное.

    Если именно отсутствие внимания родителей стало причиной болезни ребенка, положение можно исправить следующим образом. Начните уделять внимание малышу не только тогда, когда он болеет, но и когда он здоров. В конечном итоге на это уйдет гораздо меньше  сил и средств. Даже очень занятые родители могут найти для этого время. Общаться с дошкольником нужно в той форме, в какой ему хочется, предоставив ему право выбора. Взаимодействие должно проходить «глаза в глаза». Желательно, чтобы отведенное на общение время было не занято посторонними делами – общением по телефону, приходом гостей и пр.

Правила поведения с ребенком-манипулятором.

    В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая  при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребенку нужно разрешение на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу и маму выполнить его желание.

    Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да». Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу.

    Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или «жестокого папу». Если ребенок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.

     В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.

    Для внешней дисциплины характерны такие понятия, как «награда» и «наказание». Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребенок становится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жестокое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

    Ребенок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.

    Как справиться с детской манипуляцией:  

  • переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие.
  • участие дошкольника в выбранном взрослым занятии. При подключении к делам родителей или воспитателя, ребёнок ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослых. Если выбирать занятия совместно, то дошкольник учится считаться с мнением окружающих его людей.
  • взрослые могут сами стать равноправными участниками какой-нибудь интересной игры.

Линия поведения родителей и других окружающих ребенка взрослых, внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволяет установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.

Используемая литература:

  1. Валлон АПсихическое развитие ребенка. М., 1967. 195 с.
  2. Выготский Л. ССобр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 340—367.
  3. Лисина М. И. (ред.). Развитие общения дошкольников. М., 1974. 287 с.
  4. Мещерякова С. ЮОсобенности «комплекса оживления» при воздействии предмета и при общении со взрослым у младенцев // Вопр. психол. 1975. № 5. С. 81.
  5. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1978. № 3. С. 3—12.



Предварительный просмотр:

Игры для родителей и педагогов

по профилактике манипулятивного поведения у дошкольников

 «Гуси летят»

    В этой игре взрослый выступает в роли водящего. Он называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «лебеди летят» и т.д. После этих слов дети должны поднять руки и помахать «крыльями», если названная птица действительно летает. Но когда водящий говорит, например,  «кошки летят», игроки стоят, не поднимая рук.

   Тот, кто ошибается, отдает фант (принадлежащему ему вещь) и затем выполняет какое-либо задание ( в соответствии с возрастом). Взрослому нужно называть только тех животных и птиц, которые известны детям.

«Суша и вода»

    Ведущим может быть как педагог, так и ребенок. К участию привлекаются также и другие члены семьи. Когда ведущий произносит слово «суша», игрок или игроки прыгают вперед, когда ведущий говорит слово «вода», игроки делают шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки, приседать, что-нибудь говорить. Слова ведущего также могут изменяться: «берег-река», «море-земля» и т.д.

«Поиски клада»

    Взрослый прячет в комнате какую-нибудь сладость или игрушку. Затем пытается заинтересовать дошкольника описанием «клада» (вкусный или приятный предмет) и его местонахождением. Степень сложности задания зависит от возраста ребенка. Не стоит прятать предмет слишком далеко. Дошкольник должен найти спрятанное.

«Как тебя зовут»

    Ведущий дает игроку или игрокам имена, например Пуговица, Метла, Пузырек и т.д. После этого задает вопросы, на которые участники должны отвечать одним словом – своим игровым именем. Если кто-то ошибается или теряется, он проигрывает.

«Что это?»

    Для этой игры понадобятся платок, игрушки или различные мелкие предметы. Участники по очереди закрывают глаза и на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали. Вещи должны быть хорошо знакомы ребенку, чтобы он без особых усилий смог их отгадать. Задача взрослого, наоборот, подольше подумать, сделать вид, что он затрудняется с ответом. Осознание своего превосходства очень обрадует и развеселит ребенка.

«Угадай-ка»

   Взрослый показывает ребенку несколько предметов (не более 6-8, в зависимости от возраста). Потом незаметно убирает один или два из них. Дошкольник должен вспомнить, каких предметов не хватает. В игре можно использовать игрушки или картинки с изображениями.

«Что я загадал»

    Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в комнате. Его задача – описать его другому игроку, не называя его. Когда тот отгадывает, они меняются местами.

«Снежный ком»

    Играющие по очереди называют названия предметов или животных (существительные). Когда первый играющий говорит, например, слово «дом», второй должен сначала повторить его, а потом назвать свое слово. Следующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает свое. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тогда можно начать игру сначала.

Рекомендации по установлению дружеских отношений

с ребенком в процессе его воспитания

  • отделяйте чувства от действия. Даже если ребенок заслужил наказание, не судите его строго, он должен чувствовать любовь. Дайте понять, что действия были неправильные, их нужно исправить. Чтобы изменить действия, нужно понять чувства.
  • Если ребенок испытывает эмоциональные трудности, подход к нему должен быть другим. Не наказывайте его – это может усугубить ситуацию.
  • Отвечайте на чувства ребенка, пусть он рассказывает вам все, дав выход эмоциям.
  • Если все-таки ребенка нужно наказать, пусть он сам выберет, например, остаться ему без воскресного просмотра телевизора или лишиться сладкого на ужин.
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что.
  • Ребенок должен понимать, что вы чувствуете его проблемы и что они ваши общие.
  • Направляйте действия ребенка в благоприятное русло, предотвращайте разрушительные действия. Важно принимать своего ребенка, помогать ему развиваться, не разделяя мир на детский и взрослый.

Рекомендации родителям как не воспитать эгоиста

  • Ребенок должен научиться, не только требовать исполнения его желаний, но и сам делать что-то для других;
  • Не следует говорить ребенку, что он лучше и главнее всех и его желание – закон;
  • Если дошкольнику что-то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желание, дайте понять, что вы его выполните, как только появится свободное время;
  • Желания ребенка не должны быть во вред окружающим;
  • Если ребенок чего-то хочет, объясните ему, что он должен приложить усилия. Чтобы добиться желаемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.

Материал содержит рекомендации для воспитателей и родителей, которые способствуют снижению детской агрессивности, а так же как в игре научить детей общаться со сверстниками....

Консультация для педагогов: "Профилактика манипулятивного поведения у дошкольников"

В даном материале раскрыт термин "манипуляция", даны рекомендации по профилактике манипулятивного поведения дошкольников. Комлекс "отвлекающих" игр....

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

Игра как средство профилактики агрессивного поведения у детей раннего и младшего возраста.

Что такое агрессия, каковы причины агрессивного поведения у детей. Игра как средство профилактики агрессии....

Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и п...

Консультация для родителей "Профилактика манипулятивного поведения у детей"

Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства ...

Всеобуч для родителей на тему: «Профилактика манипулятивного поведения детей»

Профилактика манипулятивного поведения у детей    Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими ...