Духовно-нравственное воспитание подростка с нарушениями зрения
статья на тему

Артёменко Наталья Николаевна

Пояснительная записка

В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников; формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, социализации в обществе.

К сожалению, сегодня дети в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

И возрождение России, поддержание её статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно-нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни; наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и многое другое. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_podrostka.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников; формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, социализации в обществе.

К сожалению, сегодня дети в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

И возрождение России, поддержание её статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно-нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни; наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и многое другое. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.


Духовно-нравственное воспитание подростка с нарушениями зрения.

Россия переживает сложный переходный этап своего социально-экономического развития. В социальной сфере проявляется ростом таких негативных проявлениях, как преступность, наркомания, алкоголизм, самоубийства и многие другие девиации поведения, растут психосоматические и психические заболевания в подростковой среде и всё это является свидетельствами духовного неблагополучия молодежи.

Подростковый возраст-стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями,     связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.         Данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спортом. Определяющей особенностью общения подростков связано с их  активным стремлениям приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду  в будущем.

 Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присуще такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, мужество, честность, благородство и т.д. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота-это верность слову, верность дружбе и верность любви.

Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течении всей его жизни ,но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте .Влияние родителей нанравственное воспитание детей огромно. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.

 В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять неправильные представления, сложившиеся в семье. Ребенок поверит педагогу и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребёнку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких  моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести. В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей  привычки правильного поведения. Хочется привести несколько примеров из жизни.

  Ситуация 1. На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына.

 А вот еще одна типичная ситуация. Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка… До боли знакомая ситуация. В связи с этим хочется родителям порекомендовать памятку по воспитанию культуры поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребенку своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.                                                                          

 2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

 3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самоепро вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.                

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам не очень хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.                               Моральную культуру и нравственность питают четыре важных источника: совесть, стыд, ответственность и долг. В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

 Оставаясь  наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говориться, что самый строгий судья- это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга - одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания. Итак:

1.Мораль, или нравственность,- это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.                                              2.Нравственность человека включает в себя несколько компонентов.

Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае.

Во- вторых, соблюдение этих правил в своем поведении.

И, в-третьих, способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.          

Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, как, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет. В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т.д. Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в его книге «Рождение гражданина» (Издательство «Молодая гвардия», Москва 1979г.                     1)Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания - это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.

2)Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.                               3)Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте её хорошо, со старанием и прилежанием.                                                                                                                  4)Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте и почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками.

5)Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.

6)Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?».

Подросткам можно порекомендовать правила самовоспитания:

 1. Определите цель жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Кто живет одним днем, тот просто прозябает. Жизнь без цели - гибель души и разума.

 2. Старайся понять смысл и суть жизни. Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.

 3. Нельзя изменить мир к лучшему, не изменив к лучшему себя и тех, кто тебя окружает. Воспитывая себя, воспитывай и других.

 4. В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Правда и справедливость не терпят уступок и сделок. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.

 5. Лучше трудно, но интересно, чем легко, но скучно. Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.

 6. Никогда нельзя сказать, что сделано все. Плох тот день, после которого не осталось задач - на завтрашний.

 7. Больше отдашь - богаче будешь. Высшее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать.

 8. Поменьше вини в своих неудачах кого-то другого, почаще – себя. Здорово  недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.

 9. Приучи себя чаще говорить: «надо», «должен», реже – «не хочу», «не буду».

Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание подрастающего поколения огромно. Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации системной  открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь.

Подростку в той или иной степени  кажется, что реальный мир таков же, как на телеэкране. А потому любая информация из внешнего мира, которую он получает, читая глянцевые журналы, просматривая различные ток-шоу («Дом-2»), закладывает негативные модели поведения в подсознании молодежи. Современные сериалы («Универ», «Реальные пацаны», «Физрук» и др.), казалось бы, явного негатива не дают. Но он становиться заметен позже, когда в жизни подросток начинает демонстрировать  поведение, смоделированное ранее в результате просмотра.

«Культ жестокости», насилия, порнографии, пропагандируемы в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх, ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снимает уровень пороговых ограничений и правовых запретов. Поэтому необходимо контролировать и направлять подростка на просмотр интересных передач и фильмов, на чтение художественной литературы.

Возьмите за правило слова Н.А.Заболоцкого:

        Не позволяй душе лениться!

        Чтоб в ступе вод не толочь,

        Душа обязана трудиться

         И день, и ночь, и день и ночь!

         Не разрешай ей спать в постели

         При свете утренней звезды,

         Держи лентяйку в черном теле

         И не снимай с нее узды!

         Коль дать ей вздумаешь поблажку,

         Освобождая от забот,

         Она последнюю рубашку

         С тебя от жалости сорвет!

Приложение 1.

       Диагностика  нравственной  самооценки.

Если полностью согласны – 4 балла

Если вы больше согласны, чем не согласны – 3 балла

Если вы немножко согласны – 2 балла

Если вы совсем не согласны – 1 балл

Номера  3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  Ответ в 4 балла – 1

              В 3 балла – 2

              В 2 балла – 3

              В 1 балл  - 4

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например: 4 балла – 4 и т. д.

Результаты:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – уровень ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

           


Текст вопросов.

1.Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2.Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3.Я считаю, что можно быть сдержанным с некоторыми взрослыми.

4.Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5.Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6.Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7.Если кого-то в классе дразнят, то я тоже дразню.

8.Мне приятно делать людям радость.

9.Мне кажется, что нужно уметь прощать людям отрицательные поступки.

10.Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях специального, коррекционно-образовательного процесса...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...