Развитие активных форм педагогического просвещения родителей.
консультация по теме

Моляренко Любовь Петровна

Данный материал содержит сведения о принципах работы родительских клубов, действующих в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_aktivnykh_form_prosveshcheniya_roditeley.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие активных форм педагогического просвещения родителей.

       Взаимодействие детского сада  и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных.

       Актуальность этих взаимоотношений возникла в результате смены идеологического курса. В Советское (доперестроечное) время считалось, что главной воспитательной силой по отношению к детям является коллектив, существующий в рамках образовательного учреждения. Считалось, что ребёнок осваивает социально – нравственные законы, приобретает духовные ориентиры, в первую очередь в детском саду или школе.  Семья же - это дело десятое.

        Сегодня взгляд на семью коренным образом изменился. В настоящее время провозглашен приоритет семьи в воспитании ребёнка.

Ведь именно семья является первой социальной средой, в которой начинают закладываться основы  личностных качеств ребёнка, именно в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру и к окружающим его взрослым. 

        Именно семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт - единство с родными. Семья сильна прежде всего эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для  маленького ребёнка.

     Но произошедшие в обществе изменения в последние два десятилетия способствовали ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве ее социализирующего влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей.

      Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи.

      Если ранее существовали общие ориентиры для воспитания детей, то теперь – другие родители, другие дети, другие взгляды на воспитание.

Мы увлеклись вопросом благополучия, получением пособий, других вещей, связанных с материальным достатком, но совсем забыли о решении задач воспитания.

      Родителям нужна краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем, а для этого должны получить развитие  институты семейных психологов, школы молодых родителей.

      Содержание работы с родителями в ДОУ реализуется через разнообразные формы, как традиционные: родительские собрания, «Круглые столы», консультации, дискуссии, беседы, почтовый ящик, наглядные; так и нетрадиционные: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, родительские клубы, собрания и консультации в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей, дни открытых дверей ,совместные досуги и праздники, участие детей и родителей в выставках и т.д.

       Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями является организация педагогической гостиной для родителей детей раннего возраста и клуба «Будущий первоклассник».

     

  Цель  педагогической гостиной:

-Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ, его сотрудниками;

-Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;

- Выработка единых, наиболее целесообразных методов воспитания детей;

- Создание условий для повышения педагогической  культуры родителей.

 Задачи педагогической гостиной:

- Обеспечить новые организационные способы привлечения внимания родителей к сотрудничеству с детским садом;

- Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по уходу за ребенком, вопросам обеспечения  его здоровья, воспитания и развития;

- Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях.

Алгоритм проведения встреч в педагогической гостиной:

1. Организация дискуссии:

- Встречи с родителями в педагогической гостиной организуются с использованием активных методов взаимодействия. Вначале  встречи предлагается родителям высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, поделиться опытом воспитания ребенка в семье, выделить проблемы, которые волнуют.  Для того, чтобы подвести родителей к диалогу,  задаются наводящие вопросы.

      2. Информационная часть:

- Специалистами ДОУ, воспитателями  дается краткая познавательная информация для родителей, в которой даются сведения о значении рассматриваемого вопроса для развития детей,   о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте.

- 3. Организуется видео показ работы педагогов с детьми по обсуждаемой теме,  с пояснением используемых тех или иных приемов.

4. Организация педагогического практикума:

- Педагогами проводятся обучающие игры и упражнения с родителями, показываются способы привлечения детей к тому или иному виду деятельности на основе игры,  ближе к концу года предлагается проведение игр   вместе с детьми в  группах под руководством воспитателя, самостоятельные игры.

- На встрече с родителями по  организации рационального питания в семье,  для родителей организуется дегустационный стол, предлагаются рекомендации по воспитанию у детей культуры поведения за столом,  рецепты блюд, которые можно готовить для детей в домашних условиях.

5. Организуются выставки дидактических игр, пособий, которые можно сделать в домашних условиях и использовать в играх с детьми для их развития.  

      6. Предлагаются  родителям  педагогическая  литература  по обсуждаемым темам.

- Таким образом, в процессе общения   родителей и педагогов ДОУ, происходит  знакомство родителей со специалистами ДОУ, самим детским садом, повышается интерес и активность  родителей к воспитанию своих детей  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

        Целями и задачами   проведения заседаний родительского клуба являются:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей .
  2. Получение информации, необходимой для подготовки детей к обучению в школе в домашних условиях.
  3. Знакомство родителей с аналитическими материалами.
  4. Консультирование родителей специалистами ДОУ по вопросам своевременного развития  детей для успешной подготовки к школьному обучению.
  5. Творческие отчеты педагогического коллектива перед родителями по подготовке детей к школе
  6. Получение информации о разных школах города

 Правила проведения  родительского клуба.

  • Каждое   заседание    требует   своего   «сценария»  и предельно приближенных к детям установок, рекомендаций и советов.
  • Главным методом проведения собраний является диалог.
  • Родители приглашаются на заседание и оповещаются    о повестке не
    позднее, чем за 5 дней до даты его проведения .
  • На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели старшего возраста, учителя школ.
  • По итогам  заседания, вопросов и проблем, поднятых родителями на встрече,
    корректируется тематика встреч.

 Принципы проведения родительского клуба.

  • Заседания родительского клуба организуются на основе тесного взаимодействия  ДОУ со школой.
  • Родительский клуб  - не просто форма связи семьи и ДОУ, это место получения важной педагогической информации по подготовке детей к школе , но и показ лучшего опыта работы  с детьми в ДОУ и семье.
  • Родители должны чувствовать уважение к себе, быть
    уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
  • У семьи и ДОУ одна задача   - это подготовка детей  к школе
     Задача  встреч  родителей   и   педагогов  -  искать
    эффективные пути для ее разрешения.
  • Недопустимо на родительских заседаниях  докладывать о негативных
    проявлениях поведения  ребенка, недостаточного уровня его развития,  рекомендации необходимо давать в корректной форме, индивидуально.
  • Результативным можно назвать только такое заседание, когда есть
    понимание    сторон,    когда   оно    вызывает   вопросы,   дискуссию,
    совместные пути решения проблемы.

При подготовке к проведению заседаний родительского клуба   тщательно продумываются содержание, методы работы с родителями. Широко используются активные методы.

Алгоритм проведения заседания родительского клуба:

Организуется дискуссия с родителями, на которой поднимается та, или иная проблема, выявляется уровень знаний, взглядов родителей по данной теме, достигается понимание ее важности;

  1. Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к решению данной проблемы.
  2. Организуется практический показ работы с детьми, показывающей как правильно реализовать теорию на практике.
  3. Организуются активные формы с родителями: психологические тренинги, предлагается решение педагогических ситуаций, ситуативные и ролевые игры.
  4. Организуются беседы с родителями, где родители делятся своим опытом.
  5.  С родителями проводятся обучения играм, которые они могут использовать в домашних условиях для развития детей.
  6. Родителям предлагаются различные выставки пособий для детей: педагогической, художественной литературы, нестандартные игры для развития мелкой и общей моторики. После проведения, родителям предлагаются различные памятки: «Что должен знать ребенок при поступлении в школу», «Как определить готовность ребенка к школе», «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу».
  7. Родителей знакомят с разнообразием образовательных учреждений, помогая определиться с выбором школы.

8.  На заседания клуба  приглашаются учителя начальных классов.

В результате работы родительского клуба должен повыситься интерес родителей к проблеме подготовки детей к школе. Родители должны понять  важность и необходимость взаимодействия детского сада и семьи в вопросах подготовки детей к школьному обучению.

                                       Цели и задачи «Часа игры»

1. Повышение педагогической компетентности родителей

2. Выработка единых требований к проведению игры

3. Оказание консультативной, практической помощи при обучении детей игровой деятельности.

                               Требования к проведению «Часа игры».

1. «Час игры» проводится небольшими подгруппами 2-3-5 человек родителей

2. Участниками «Часа игры» могут быть как родители и дети, так и одни родители.

3. Воспитатель-ведущий, который знакомит с игрой, демонстрирует, направляет; ребенок        и родитель полноправные партнеры в игре.

4. Основной прием «Часа игры» - практическая деятельность.

      Результатом «Часа игры» является умение родителей направлять игру детей,  принимать участие в игре.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и формы педагогического просвещения родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы педагогов по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Методическая разработка «Содержание и формы педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста».

Методическая разработка позволит эффективно повысить заинтерисованность родителей в образовательном процессе детского сада...

Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей

Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей...

Инновационная форма педагогического просвещения родителей в ДОО. Проект "ПРИЁМНАЯ"

В качестве инновационных форм педагогического просвещения родителей , была апробирована следующая форма работы: Проект «Приемная».Предлагаемый проект направлен на интенсификацию работы с с...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...