Развитие активных форм педагогического просвещения родителей.
консультация по теме
Данный материал содержит сведения о принципах работы родительских клубов, действующих в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_aktivnykh_form_prosveshcheniya_roditeley.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие активных форм педагогического просвещения родителей.
Взаимодействие детского сада и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных.
Актуальность этих взаимоотношений возникла в результате смены идеологического курса. В Советское (доперестроечное) время считалось, что главной воспитательной силой по отношению к детям является коллектив, существующий в рамках образовательного учреждения. Считалось, что ребёнок осваивает социально – нравственные законы, приобретает духовные ориентиры, в первую очередь в детском саду или школе. Семья же - это дело десятое.
Сегодня взгляд на семью коренным образом изменился. В настоящее время провозглашен приоритет семьи в воспитании ребёнка.
Ведь именно семья является первой социальной средой, в которой начинают закладываться основы личностных качеств ребёнка, именно в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру и к окружающим его взрослым.
Именно семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт - единство с родными. Семья сильна прежде всего эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребёнка.
Но произошедшие в обществе изменения в последние два десятилетия способствовали ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве ее социализирующего влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей.
Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи.
Если ранее существовали общие ориентиры для воспитания детей, то теперь – другие родители, другие дети, другие взгляды на воспитание.
Мы увлеклись вопросом благополучия, получением пособий, других вещей, связанных с материальным достатком, но совсем забыли о решении задач воспитания.
Родителям нужна краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем, а для этого должны получить развитие институты семейных психологов, школы молодых родителей.
Содержание работы с родителями в ДОУ реализуется через разнообразные формы, как традиционные: родительские собрания, «Круглые столы», консультации, дискуссии, беседы, почтовый ящик, наглядные; так и нетрадиционные: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, родительские клубы, собрания и консультации в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей, дни открытых дверей ,совместные досуги и праздники, участие детей и родителей в выставках и т.д.
Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями является организация педагогической гостиной для родителей детей раннего возраста и клуба «Будущий первоклассник».
Цель педагогической гостиной:
-Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ, его сотрудниками;
-Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
- Выработка единых, наиболее целесообразных методов воспитания детей;
- Создание условий для повышения педагогической культуры родителей.
Задачи педагогической гостиной:
- Обеспечить новые организационные способы привлечения внимания родителей к сотрудничеству с детским садом;
- Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по уходу за ребенком, вопросам обеспечения его здоровья, воспитания и развития;
- Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях.
Алгоритм проведения встреч в педагогической гостиной:
1. Организация дискуссии:
- Встречи с родителями в педагогической гостиной организуются с использованием активных методов взаимодействия. Вначале встречи предлагается родителям высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, поделиться опытом воспитания ребенка в семье, выделить проблемы, которые волнуют. Для того, чтобы подвести родителей к диалогу, задаются наводящие вопросы.
2. Информационная часть:
- Специалистами ДОУ, воспитателями дается краткая познавательная информация для родителей, в которой даются сведения о значении рассматриваемого вопроса для развития детей, о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте.
- 3. Организуется видео показ работы педагогов с детьми по обсуждаемой теме, с пояснением используемых тех или иных приемов.
4. Организация педагогического практикума:
- Педагогами проводятся обучающие игры и упражнения с родителями, показываются способы привлечения детей к тому или иному виду деятельности на основе игры, ближе к концу года предлагается проведение игр вместе с детьми в группах под руководством воспитателя, самостоятельные игры.
- На встрече с родителями по организации рационального питания в семье, для родителей организуется дегустационный стол, предлагаются рекомендации по воспитанию у детей культуры поведения за столом, рецепты блюд, которые можно готовить для детей в домашних условиях.
5. Организуются выставки дидактических игр, пособий, которые можно сделать в домашних условиях и использовать в играх с детьми для их развития.
6. Предлагаются родителям педагогическая литература по обсуждаемым темам.
- Таким образом, в процессе общения родителей и педагогов ДОУ, происходит знакомство родителей со специалистами ДОУ, самим детским садом, повышается интерес и активность родителей к воспитанию своих детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Целями и задачами проведения заседаний родительского клуба являются:
- Повышение педагогической компетентности родителей .
- Получение информации, необходимой для подготовки детей к обучению в школе в домашних условиях.
- Знакомство родителей с аналитическими материалами.
- Консультирование родителей специалистами ДОУ по вопросам своевременного развития детей для успешной подготовки к школьному обучению.
- Творческие отчеты педагогического коллектива перед родителями по подготовке детей к школе
- Получение информации о разных школах города
Правила проведения родительского клуба.
- Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно приближенных к детям установок, рекомендаций и советов.
- Главным методом проведения собраний является диалог.
- Родители приглашаются на заседание и оповещаются о повестке не
позднее, чем за 5 дней до даты его проведения . - На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели старшего возраста, учителя школ.
- По итогам заседания, вопросов и проблем, поднятых родителями на встрече,
корректируется тематика встреч.
Принципы проведения родительского клуба.
- Заседания родительского клуба организуются на основе тесного взаимодействия ДОУ со школой.
- Родительский клуб - не просто форма связи семьи и ДОУ, это место получения важной педагогической информации по подготовке детей к школе , но и показ лучшего опыта работы с детьми в ДОУ и семье.
- Родители должны чувствовать уважение к себе, быть
уверенными в том, что бестактных разговоров не будет. - У семьи и ДОУ одна задача - это подготовка детей к школе
Задача встреч родителей и педагогов - искать
эффективные пути для ее разрешения. - Недопустимо на родительских заседаниях докладывать о негативных
проявлениях поведения ребенка, недостаточного уровня его развития, рекомендации необходимо давать в корректной форме, индивидуально. - Результативным можно назвать только такое заседание, когда есть
понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию,
совместные пути решения проблемы.
При подготовке к проведению заседаний родительского клуба тщательно продумываются содержание, методы работы с родителями. Широко используются активные методы.
Алгоритм проведения заседания родительского клуба:
Организуется дискуссия с родителями, на которой поднимается та, или иная проблема, выявляется уровень знаний, взглядов родителей по данной теме, достигается понимание ее важности;
- Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к решению данной проблемы.
- Организуется практический показ работы с детьми, показывающей как правильно реализовать теорию на практике.
- Организуются активные формы с родителями: психологические тренинги, предлагается решение педагогических ситуаций, ситуативные и ролевые игры.
- Организуются беседы с родителями, где родители делятся своим опытом.
- С родителями проводятся обучения играм, которые они могут использовать в домашних условиях для развития детей.
- Родителям предлагаются различные выставки пособий для детей: педагогической, художественной литературы, нестандартные игры для развития мелкой и общей моторики. После проведения, родителям предлагаются различные памятки: «Что должен знать ребенок при поступлении в школу», «Как определить готовность ребенка к школе», «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу».
- Родителей знакомят с разнообразием образовательных учреждений, помогая определиться с выбором школы.
8. На заседания клуба приглашаются учителя начальных классов.
В результате работы родительского клуба должен повыситься интерес родителей к проблеме подготовки детей к школе. Родители должны понять важность и необходимость взаимодействия детского сада и семьи в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
Цели и задачи «Часа игры»
1. Повышение педагогической компетентности родителей
2. Выработка единых требований к проведению игры
3. Оказание консультативной, практической помощи при обучении детей игровой деятельности.
Требования к проведению «Часа игры».
1. «Час игры» проводится небольшими подгруппами 2-3-5 человек родителей
2. Участниками «Часа игры» могут быть как родители и дети, так и одни родители.
3. Воспитатель-ведущий, который знакомит с игрой, демонстрирует, направляет; ребенок и родитель полноправные партнеры в игре.
4. Основной прием «Часа игры» - практическая деятельность.
Результатом «Часа игры» является умение родителей направлять игру детей, принимать участие в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и формы педагогического просвещения родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы педагогов по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Методическая разработка «Содержание и формы педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста».
Методическая разработка позволит эффективно повысить заинтерисованность родителей в образовательном процессе детского сада...
Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей
Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей...
Инновационная форма педагогического просвещения родителей в ДОО. Проект "ПРИЁМНАЯ"
В качестве инновационных форм педагогического просвещения родителей , была апробирована следующая форма работы: Проект «Приемная».Предлагаемый проект направлен на интенсификацию работы с с...
Проект: «Университет для родителей» (формы и методы педагогического просвещения родителей)
Формы и методы педагогического просвещения родителей....
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...