Критерии школьной ЗРЕЛОСТИ (готовности)
консультация (подготовительная группа) по теме
Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада. Обучение детей в массовых школах ставит новые задачи, связанные с диагностикой детей и оценкой их психологической зрелости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola.docx | 53.15 КБ |
Предварительный просмотр:
К сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, однако, к школе он может быть не готов. Зачастую родители и воспитатели бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе, однако совершенно забывают о том, что на самом деле не менее важна эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе. Именно она обеспечит ему успешность обучения.
«Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным». (Л.С. Выготский)
Известно, что четырехмесячного младенца нельзя обучать речи, а двухлетнего ребенка - грамоте, потому что в этот период они еще не созрели для данного обучения, у них еще не развились те свойства и функции, которые необходимы в качестве предпосылок для данного вида обучения.
Поэтому под психологической готовностью ребенка к обучению в школе (школьной зрелостью) понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная не зрелость коры и регуляторных структур головного мозга.
Учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с ЕГО (ребенка) возможностями!
Ребенок на пороге школы должен быть ЗРЕЛЫМ :
• Физически
• Умственно (Интеллектуально)
• Эмоционально
• Социально
Таковы критерии школьной зрелости. Рассмотрим все, за одним исключением.
Умышленно опускаю в этой статье пункт «Умственно» (да простят меня коллеги и читатели), т.к. именно его ставят почему-то во главу угла, говоря о готовности к школьному обучению, а по остальным пунктам пробегаются , не уточняя их важность для ЗДОРОВЬЯ ребенка. Да, да, я не утрирую, именно для ЗДОРОВЬЯ физического, психического и социального.
А сможет ли не вполне здоровый ребенок, быть успешным учеником? Вряд ли. А если сможет (редко, но бывает и такое), то принесет ли эта успешность радость ему и его родителям? О чем это я? Да, о том, что пусть лучше уровень интеллекта спадет с высоко уровня на средний, но пройдут невротические заикания любимого сына, прекратятся тики у красавицы-дочери и т.д. и т.п. Какая мать со мной несогласится? Амбициозная, которая родила гения и растит его президентом, иногда доводя его требованиями «учиться, учиться и еще раз учиться» до заикания и тиков. Я сейчас не имею в виду детей, которые психологически созрели и способны обучаться. Я о тех, кто достиг школьного возраста и его «пихают» в школу, несмотря на то, что школьной зрелости он еще не достиг. (Согласна, что на такой шаг нас еще и социум толкает: в детских садах не хватает мест. Ребенка выпускают, чтобы не занимал место в детском саду, а школа предъявляет свои требования готовности и ждет удобных учеников. Есть такая проблема, но в этой статье мы ее просто упомянули в оправдание себе, а рассматривать не будем.)
В медицине существуют понятия “паспортный и биологический возраст”. Паспортный возраст – это число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.
Биологический и паспортный возраст могут не совпадать. По нашим данным, разрыв между биологическим и паспортным возрастом у старших дошкольников и младших школьников может быть более полутора лет.
Возникает вопрос: новообразования какого возраста мы должны в этих случаях анализировать? И в каком возрасте «выпроваживать» в школу?
Итак:
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
• Общее развитие ребенка (заболеваемость, физ.развитие(рост, вес и т.д.), «рукость», заикание и др.невротические проявления);
• Развитие общих движений (ловкость, точность, координация, скорость) и моторики руки;
• Выносливость (утомляемость), работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.
Ну, а теперь, как говорится, вопросы для самопроверки :
Готов ли организм часто болеющего ребенка для школьных нагрузок ?
Готов ли ребенок с заиканием и другими невротическими проявлениями переживать тревожные ситуации: самостоятельные ответы, выход к доске, повышенный голос учителя, чтение вслух и отстаивание своего мнения среди сверстников с его речевыми или поведенческими проблемами?
Уютно ли будет в школе ребенку с нарушением речи или это может привести к замкнутости и заниженной самооценке, несмотря на то, что уровень интеллекта этих детей может быть намного выше сверстников?
Дети с общим нарушением движений (ловкость, точность, координация, скорость) смогут ли они красиво писать (а мы ведь хотим только красиво, не понимая, что для «красиво» у него не созрели регуляторные структуры головного мозга, нам кажется, что он просто не старается)? Критикуя его «каракули», мы создаем ему «ситуацию неуспеха».А зачем ходить в школу, где я не успешен? Мне обещали, что в школе хорошо. Обманули?
Ребенок, который быстро утомляется и легко отвлекается на посторонние раздражители («мух или ворон ловит») много ли пользы в посещении школы, если после 1 урока он уже устал. Что же было на остальных 3-4 уроках? Не помнит! Не потому, что не внимательный, а такова его психофизиология. От родителей и учителей такие дети получают много замечаний и нареканий. Интересна такая школа?
Готовы ли эти дети каждый день сталкиваться с этими трудностями и как это отразится на их здоровье?
А ведь оказывается:
• 80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;
• 18-20% - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
• около 60% - нарушения речевого развития;
• около 35% - несформированность зрительно-пространственного восприятия;
• более 30% - несформированность сложно координированных движений руки и графических движений;
• более 70% - несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсо-моторных координации);
• примерно у 13% отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;
• около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).
Примечание для интересующихся:
Протестировать биологический возраст можно с помощью Филиппинского теста. В 5-6 лет дети переживают «полуростовой скачок роста»- он заключается в существенном удлинении конечностей рук и ног - результат характеризует именно биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, морфофункциональной зрелости организма – это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если этот «скачок» произошел, то ребенок без труда достанет рукой до противоположного уха.
Смена зубов – свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Кризис 7 лет: найти баланс между сотрудничеством и соперничеством, независимостью и послушанием.
• Мотивационное (игровой или познавательный мотив, внутренняя позиция)
• Социальное (отношение к чужому взрослому и сверстникам. Степень доброжелательности и эмоционального благополучия в коллективе и Собственная САМООЦЕНКА)
• Эмоционально-волевое (уточнение преобладающих видов страха, умение сосредотачиваться на малоинтересном задании и доводить начатое дело до конца)
И снова вопросы для самопроверки:
Ребенок у которого нет внутренней позиции типа :«Я пойду в школу, потому что я уже большой. Там я узнаю много нового и стану умным», есть ли у него понимание, зачем я здесь и что от меня хотят? Это взрослые сказали ему, что он большой, и сюда (в школу) НАДО ходить. А сам он (ребенок) этого не осознал. Хорош «школьник»»?
У ребенка, который вместо букваря достает машинку или куколку, преобладает игровой мотив, его сложно чему-то научить, объясняя:
- Если ты выучишь буквы, то научишься читать.
- Но я не хочу читать, я люблю, когда мне читает бабушка.
Как вам такой ученик? Так потом же опять-таки ребенка ругают, что он плохо читает. Так вы же стали пичкать ребенка чтением тогда, когда игровой мотив еще не сменился на познавательный. Так «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
А если ребенок тяжело переживает контакт с чужим взрослыми и ли даже сверстниками. А школа просто рассадник этих чужих взрослых (другие учителя, администрация, старшеклассники и разные родители), да и сверстников изо всех дверей по звонку вылетает тьма тьмущая. Ребенку дискомфортно, легко ли ему сосредоточится на учебной задаче? А не сможешь сосредоточится, обзовут тебя «отстающим», «ничего непонимающим». Вот так: ребенку и так тяжело, а ему вместо того, чтобы помочь, еще и обзывают.
« У меня никогда ничего не получается», «Я все равно не смогу», «Все будут надо мной смеяться» - это фразы «заниженной самооценки». Будет ли она препятствием на пути к успешному обучению?
А сложно ли будет ребенку, который не умеет собрать волю «в кулак» и довести начатое (да еще и малоинтересное) дело до конца. А задания как раз следующие: дочитать до конца (предложения, абзаца, страницы), дописать до конца строчки (страницы). А если не дописал, то не справился с заданием, очередная ситуация «неуспеха» малоприятная для самого ребенка, да еще и подкрепленная родителями и учителями : «Да, ты не справился!». «Я плохой!» - перекодирует фразу взрослых нервная система ребенка.
Кто-то постучал в дверь, что-то треснуло за окном, сзади неожиданно и громко захлопнули книгу, резко и громко зазвонил звонок – тревожное состояние и страхи поглотят ребенка раньше, чем он сможет узнать что-то новое. А вдруг это новое тоже будет страшным?
Для интересующихся:
Чтобы определить внутреннюю позицию ребенка, спросите его:
Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?
Что тебе нравится в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?
А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?
Как ты думаешь, где лучше - в школе или в детском саду?
Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?
Чтобы узнать ведущий мотив (игровой или познавательный), в комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный на¬бор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игруш¬ка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, предлагаем послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал. На самом ин¬тересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется по¬играть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред¬почитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой позна¬вательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.
Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку поло¬жить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В слу¬чае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитыва¬ет сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.
Эмоциональную и социальную готовность ребенка к школе вы можете определить с помощью обычного наблюдения. Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх? Стремится ли он довести до конца начатое дело? Часто ли задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире? Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
• Копировать образец (координация «глаз-рука» + моторика)
• Удерживать задание и выполнять « цепочку действий»
Это школьно-необходимые функции.
Корявые каракули огорчают до слез ребенка, доставляют немало невеселых минут их родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?… Из-за особенностей состояния их нервной системы !!!! у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения. При одних и тех же симптомах, например при нарушении координации движений, -глубинные причины могут быть различными. Не разобравшись в них, практически невозможен ближайший прогноз эффективности и успешности обучения.
Вопросы для самопроверки:
Сможет ли ребенок, который не умеет копировать образец успешно повторить элемент письма в прописи (а пропись построена на копировании) или списать правильно с доски?
А всем ли легко удерживать в голове сразу несколько заданий: записать дом.задание и убрать дневник, а затем открыть букварь на 25 стр. и прочитать текст
«Друзья»? На фразе «убрать дневник» многие уже потеряют эту «цепочку действий». А в ответ услышат: «Ты, что не понял?»
Для интересующихся:
Помните, ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению, счету.
Апеллируем к Л.С. Выгодскому, повторим его фразу: «...только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой ...но обучать ребенка, возможно только тому, чему он способен обучаться». И это существенно. Обучаем не письму, а вырезанию ножницами, шнуровке, нанизыванию, лепке и т.д.
Чтобы научить копировать давайте детям больше заданий типа: дорисовать пропущенную часть рисунка, сделать предметы одинаковыми и т.п.
Давайте ребенку задания, состоящие из нескольких действий. «Возьми листочек и карандаш. Сядь за стол и нарисуй человечка. Карандаш оставь на столе, а рисунок принеси мне». Проследите, что в цепочке он упустит. Ничего? Здорово!
Ну, вот вообщем-то все, на что я хотела обратить Ваше внимание. Как и обещала, опустила критерий «Интеллектуальной (умственной) зрелости», т.к. о нем в ярких красках пишется везде и всюду.
Скажите: «запугала», «это уж слишком».
Я просто хотела Вам рассказать, что в определении готовности ребенка к школе интеллект имеет значение, но отнюдь не решающее! И если умственно развитый ребенок , не имеет проблем по вышеописанным пунктам, т.е. зрел физиологически, здоров эмоционально и адаптирован социально, то это успешный ученик, здоровый ребенок и счастливые родители.
Но если же какой-то из критериев «хромает», то давайте поможем ему(ребенку) осознать, развить, укрепить и т.д., то в чем он нуждается, и распрощаться с тем, что ему мешает (страхи, тики и т.д) и не будем спешить в школу. А когда успешно справимся со всем, тогда «Здравствуй школа!»
И тогда, речь будет идти не о том, «готов» или «не готов» ребенок к школе, а о том, готова ли школа создать условия обучения, соответствующие индивидуальным особенностям его развития. И готов ли учитель работать с таким ребенком, учитывая, что детей, не имеющих тех или иных особенностей развития, у нас практически нет.
Вопросы эти требуют углубленного исследования, анализа, но уже теперь ясно - это процессы взаимосвязаны, взаимообусловлены, характеризуются индивидуальной динамикой функционального развития ребенка.
В заключение - цитата из книги Е.Н. Водовозовой, изданной в 1901 году.
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка… Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека
Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а ...
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление...
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Готовимся к школе. Что такое "школьная зрелость" и "психическая готовность".
Информация для родителей, дети которых идут в первый класс....
"Школьная зрелость" или психологическая готовность к школе
Родительское собрание, в котором раскрыты 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная. Также представлен тест для родителей "Готов ли ребенок к школе?"...
Критерии социально-коммуникативной готовности к школьному обучению
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной социально-коммуникативной готовности р...
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....