Критерии социально-коммуникативной готовности к школьному обучению
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной социально-коммуникативной готовности ребенка к школе.Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной коммуникативной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». В материале представлены целевое содержание деятельности по развитию социально-коммуникативной готовности к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditelei.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка»
Консультация для родителей.
«Критерии социально-коммуникативной готовности
к школьному обучению »
Из опыта работы воспитателя Сметанюк Е.В.
2018 год
Школьная готовность – это системное образование, включающего в себя физиологический и психологический аспекты.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития, так как последний является фундаментом школьной успеваемости.
Психологическая готовность к школе отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.
К выделению критериев готовности к школе представляет отечественный психолог Д.Б. Эльконин, он выделяет в качестве основных критериев: сформированность функций замещения предмета, умение подчиняться правилам и инструкциям, сформированность операций мыслительной деятельности. Обобщая все точки зрения на выделение критериев готовности детей к школьному обучению, можно выделить интегративные уровни: познавательного развития — способность к дифференцированному восприятию, к переключению и распределению внимания, к логическому запоминанию; овладение операциями мыслительной деятельности; речевого развития — фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связности речи, словарного запаса; сформированности навыков учебной деятельности — планирование, самоконтроль и самооценка, действия по образцу и по инструкции, объём оказываемой помощи; личностного развития — произвольность поведения, способ выполнения действий, познавательная активность, контекстность общения; эмоционального развития: эмоциональная устойчивость, сила и модальность эмоций, способность к эмпатии.
Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – готовность воспитанников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения, включающая в себя все компоненты структуры общения и сформированность всех элементов процесса общения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров, достаточная для успешного освоения школьной программы.
Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности – принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.
Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуникативные способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.
Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Учитывая возрастные возможности дошкольников, мы говорим об элементарных навыках и знаниях о стилях общения, методах, приемах и средствах коммуникации.
Система педагогических условий формирования коммуникативной готовности к школе воспитанников ДОУ должна обеспечивать целостное воздействие на ребенка, вовлекая в процесс развития всех участников воспитательно-образовательной среды (системный поход).
В процессе формирования коммуникативной готовности к школе рекомендуется применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии. Необходимым условием успешной работы ДОУ по формированию коммуникативной готовности к школе его воспитанников является алгоритм формирования коммуникативной готовности к школе воспитанников ДОУ:
1) анализ коммуникативной готовности каждого ребенка на основе анкет и вопросников для педагогов;
2) составление плана групповой и индивидуальной работы с детьми группы на основе диагностики и анализа;
3) составление плана индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками группы риска с учетом состояния здоровья; отбор методик, соответствующих типу межличностных отношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;
4) контроль эффективности спланированных мероприятий на основе вопросника и педагогических наблюдений, охватывающий все компоненты структуры коммуникативной готовности;
5) итоговый контроль эффективности работы на основе диагностики, анализа и наблюдений взаимоотношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;
6) сбор статистической информации.
Критерии готовности ребёнка к обучению в школе.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
• строить сложные предложения разных видов;
• составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
• находить слова с определенным звуком;
• определять место звука в слове;
• составлять предложения из 3-4 слов;
• членить простые предложения на слова;
• членить слова на слоги (части);различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
• самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
• уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
• 10) иметь представления о сезонных явлениях природы, называть времена года, их характерные отличия;
• 11) знать свой домашний адрес, телефон, свою фамилию, имя, отчество, а так же фамилию, имя, отчество родителей;
К началу обучения в школе ребенка у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Ребенок должен знать:
• состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
• как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитая единицу из следующего за ним в ряду числа;
o цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
o знаки +, -, =, >, <;
o название текущего месяца, последовательность дней недели;
o уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
• соотносить цифру и число предметов;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• пользоваться арифметическими знаками действий;
• измерять длину предметов с помощью условной меры;
• составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
• делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии готовности ребенка к школьному обучению
Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно ...
Критерии готовности ребенка к школьному обучению
Критерии готовности ребенка к школьному обучениюОни включают:1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп...
Критерии речевой готовности к школьному обучению.
Критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
Консультация для родителей "Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению"
Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только...
Критерии готовности ребенка к школьному обучению,
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.Перечислим их.1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть пра...
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»
. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучени...
Консультация для родителей «Критерии готовности ребенка к школьному обучению»
Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы....