"Школьная зрелость" или психологическая готовность к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Родительское собрание, в котором раскрыты 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная. Также представлен тест для родителей "Готов ли ребенок к школе?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школьная зрелость»
или психологическая готовность к школе.
Выделяют три аспекта школьной зрелости:
- Интеллектуальная: - умение выделить фигуру из фона;
- способность концентрировать внимание;
- устанавливать связи между явлениями и событиями;
- возможность логического запоминания;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки и их координации.
- Эмоциональная: - ослабление импульсивных реакций;
- умение длительно выполнять не очень привлекательную работу;
- развитие произвольности поведения.
- Социальная: - общение со сверстниками;
- умение подчинять свое поведение законам детских групп;
- способность принимать роль ученика;
- умение слушать;
- умение выполнять указания учителя.
За основу готовности к школе, т.о., принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый научится читать, писать, но к моменту поступления в школу важнее иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность ребенка к обучению.
Каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того, чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаю вам короткий тест: «Готов ли ребенок к школе?»
Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнить с любым членом семьи.
1. Для развития интеллектуальной сферы очень полезно будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
Восприятие (отражение объекта в целом):
- складывание разрезных картинок;
- узнай предмет по контуру;
- составление узоров из геометрических фигур.
Память (запечатление, сохранение, воспроизведение информации):
- разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки;
- просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами;
- запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение;
- обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки;
- запоминание последовательности цифр (номер телефона).
Внимание (невнимание есть рассеянность):
- в статье газеты вычеркивать, подчеркивать определенные буквы в течении 2-х минут, главное без ошибок;
- запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их;
- игры-лабиринты (проследить дорожку).
Мышление:
- сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия);
- «четвертый лишний» (слова, картинки);
- «Чего не хватает?»
Тонкая моторика рук:
- лепка, рисование, игры с конструктором;
- разминать пальцами тесто, глину, мять паралоновые шарики, губку;
- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
- хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
- нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
- завязывать узлы на толстой и тонкой веревках;
- штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой (важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет);
- делать пальчиковую гимнастику;
- рисовать узоры по клеточкам в тетради;
- рассортировать крупу (горох, рис, гречка).
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Навык правильно держать пишущий предмет формируется к 4-м годам, а далее он закрепляется или переучивается, хотя это очень трудно.
Вас должно насторожить, если ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
2. Важная составляющая школьной зрелости – произвольность поведения. Что означает это понятие?
Любое действие человека (как взрослого, так и маленького) «запускается» механизмом, в основе которого лежит побуждение – желание овладеть тем или иным объектом, получить тот или иной результат. Но у взрослого и у ребенка эти желания-побуждения существенно различаются. У ребенка побуждения импульсивны и кратковременны, т.е. он действует как бы не по собственному желанию, а по логике той ситуации, в которой оказался. Видит игрушку и тянется к ней, хотя за минуту до того имел совсем другие желания. Однако, если не удается получить желаемое, ребенок может быстро об этом забыть, особенно, если удается переключить его внимание на что-то другое.
Почему же он так легко переключается? А дело в том, что нескольких желаний-побуждений у ребенка дошкольного возраста, как правило, не бывает. Его побуждения «живут» очень ограниченное время и угасают. Поэтому удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста – задача большой сложности, поэтому-то и в 1 кл. на уроке идет смена нескольких видов деятельности (учебный материал, физкультминутка, игра).
Иная картина характерна для детей 7-8 лет. Побуждения становятся все более растянутыми во времени, устойчивыми и пересекаются с другими желаниями. Например: он слушает, потому что хочет сам, потому что это нужно.
Произвольность, способность действовать по собственной воле, возникает в период дошкольного детства и среди первоклассников еще очень много детей импульсивных, не умеющих управлять своим поведением. В классе такие дети могут встать, побежать к окну. Конечно, это возрастное явление со временем исчезнет, однако в условиях коллективного обучения импульсивные дети нарушают его ход, отвлекая других детей и преподавателя.
Итак, формулируем произвольность – умение детей:
- сознательно подчинять свои действия правилу;
- ориентироваться на заданную систему требований;
- внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу (Пр.: написать страницу •);
- доводить дело до конца.
Всему этому помогут игры, где есть ведущий и игрок и у каждого своя роль.
При поступлении в школу у ребенка должен сформироваться учебный мотив, но может преобладать и игровой. Чтобы проверить своего ребенка предлагаю следующее задание:
- «Ты умеешь рисовать О (кружок)? Нарисуй (можно показать образец) мне». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество – предучебный мотив.
- «Представь, что это буква О. Напиши так, чтобы за нее можно было поставить оценку 5, сколько сможешь». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество – учебный мотив.
- Игра «Представь, что «О» это капуста и зайчик будет прятаться за нее от волка». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество – игровой мотив.
Затем по каждому из 3-х заданий сравниваются результаты и можно сделать вывод: какой мотив преобладает игровой или учебный, оценить усидчивость при выполнении не очень привлекательной работы, качество выполнения.
3.Социальная сфера. Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:
- «для себя» - отстаивание правил;
- «для других» - выполнение обязанностей.
Сила той и другой потребности контролируется нормой поведения в данном обществе.
В формировании социальной сферы помогут игры, где ребенок будет принимать роль игрока, ведущего, учиться слушать и выполнять условия игры, выражать свои мысли.
В заключении хочется сказать: как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый! Но необходимо смотреть и воспринимать свое чадо не слепо, а реально.
Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей.
- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней интересно учиться?
- Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например: делать аппликации)?
- Может ли ребенок собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия (например: «овощи», «транспорт»)?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно: рисовать, собирать мозаику?
- Может ли ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результаты тестирования.
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.
15 – 18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они и возникнут, будут легко преодолимы.
10 – 14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....
Скоро в школу (подготовка к школьной жизни) Интеллектуальная готовность к школе
Подготовка к школе.Что включает в себя это понятие?Тест "готов ли мои ребенок к школе"....
«Психологическая готовность к школе – фактор успешной адаптации к школьному обучению».
Консультация для родителей....