Способы организации педагогического процесса в детском саду с учётом ФГОС.
методическая разработка на тему

Криволапова Елена Васильевна

В статье рассматриваются способы организации педагогического процесса в детском саду выделяются качества современного воспитателя как педагога-профессионала,приводится ознакомление с обновленной программой "Детство" в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivolapova_elena_vasilevna.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Криволапова Елена Васильевна

воспитатель, 1 квалификационная категория

Марковская Елена Борисовна

воспитатель, высшая квалификационная категория

ГБДОУ детский сад 38

г. Санкт-Петербург

Способы организации педагогического процесса в детском саду с учётом ФГТ

Аннотация: в статье рассматриваются способы организации педагогического процесса в детском саду выделяются качества современного воспитателя как педагога-профессионала, приводится ознакомление с

обновлённой программой «Детство» в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического

процесса в детском саду. Программа «Детство», по которой мы работаем, тоже была пересмотрена авторским коллективом в соответствии с новыми требованиями.

Современный ребёнок-это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Это нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Современный ребёнок маленький гражданин, осознающий себя в

современном пространстве страны, города, села. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своём

настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности,

полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов 20 века. Это яркая отличительная черта маленьких

граждан современности- они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он- носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада -как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад-это вторая семья ребёнка, в которой ему благополучно и интересно живётся.

Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе и ресторан, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребёнок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребёнка можно увидеть и

стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макро проектов ,

коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства необходимо учитывать в содержании педагогического процесса в детском саду.

Изменения касаются и педагога детского сада, его профессиональной деятельности. Современный воспитатель-это профессионал, умеющий решать

следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

1.Видеть ребёнка в образовательном процессе ДОУ –мониторинговые задачи, решение которых позволяет педагогу:

знать индивидуальные особенности и возможности ребёнка;

учитывать их в образовательном процессе ДОУ;

отслеживать характер изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии;

определять эффективность влияния реализуемых педагогических

условий.

2.Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования

-задачи педагогического проектирования

образовательного процесса, содействующего целостному развитию здорового ребёнка-дошкольника, и его организации.

3.Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного

процесса, партнёрами ДОУ

-задачи взаимодействия с профессионально

-педагогическим и культурным сообществами.

4.Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду

(пространство ДОУ)

-задачи проектирования и организации развивающей

образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий,

инициирующих процессы развития и воспитания ребёнка.

5.Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование

-задачи развития субъектной позиции, обогащения профессиональной

компетентности. Современный педагог дошкольного образования стремится проектировать

и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребёнка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учёт возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникальности каждого ребёнка.

Изменились и современные родители. Социальный статус семьи,

родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребёнком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с

ребёнком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребёнка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и

воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнёрские отношения. Современные родители любят своего ребёнка, весьма

заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребёнка и общению с ним. Вместе с тем проявляются неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и пр.), без учёта реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей. Перечисленные причины обусловили необходимость обновления программы «Детство». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических , интеллектуальных и личностных

качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В обновлённой программе «Детство» в соответствии

с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) выделено две части

-основная и

дополнительная.

В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация» «Труд», «Познание», ««Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «

Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным на правлениям- физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно эстетическому.

В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента. Программа «Детство», как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство -время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащённого развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа «Детство»соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности. Она обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе  реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые

имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. В ней делается акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды. Программа «Детство»строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении

развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы»школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Целостное развитие ребёнка в период до школы происходит в ходе посильных ему видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи

развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Реализация программы «Детство»в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Программа предусматривает организацию:

образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно

-исследовательской, продуктивной, музыкально

-художественной,

чтения;

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных

моментов;

в самостоятельной деятельности детей;

в процессе

взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью пред школьного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами,

играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого

ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост

его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник-маленький

исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются

потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности- игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование,предметная,изобразительная,художественно-театральная деятельность, детский труд- занимают особое место. Именно в этих видах деятельности при условии  освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции , становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

Список литературы

1.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Диагностика, планирование, конспекты лекций,

консультации, мониторинг.

-М.: ТЦ Сфера, 2004.

-112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

2.Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик,

Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, -М.: Просвещение, 1989. -192с.: ил.

3.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. -М.: ТЦ Сфера, 2009. -128с. (Библиотека журнала «

Воспитатель ДОУ»).

4.Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. –

5-е изд. испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2004г.

5.Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. –М., 1983.

6.Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. –2004. -No4. –с. 23-35.

7.Варюхина, С.И. Истоки доброты.

8.Кипина С.В. Содержание

и способы организации педагогического процесса в детском

саду с учётом ФГТ. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/soderzhanie-i-sposoby-organizacii-

pedagogicheskogo-processa-v-detskom.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития....

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой психического развития на базе детского сада № 908 СВУО г. Москвы...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополу...

«Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС»

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования....