Лекотека как одна из новых форм оказания коррекционной психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ.
консультация на тему
Учитывая недостаточный уровень педагогической и специальной компетентности родителей в вопросах коррекции развития детей с ОВЗ в условиях семьи возникает необходимость оказания им квалифицированной помощи и содействия на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_lekoteka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- НАША ЛЕКОТЕКА
Весь наш житейский быт приспособлен для здоровых людей. Однако важно помнить, что среди нас есть люди, в т.ч. дети, с ограниченными возможностями, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. Так как количество таких детей увеличивается с каждым годом, актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого - педагогической помощи этим детям, одна из форм такой помощи - создание лекотек. Она организуется для детей, которые не могут посещать детский сад по состоянию здоровья или развития, но нуждаются в психолого-педагогической и социальной помощи.
На базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №106 ОАО «РЖД» с 10.10.2012г. начала свою работу лекотека (приказ № 209 от 10.10.2012г.)
Режим работы: ежедневно с 10.00. до 18.00.
Кадровое обеспечение:
- Педагог-психолог Горбова Галина Михайловна (образование высшее, стаж работы более 35 лет; первая квалификационная категория).
- Учитель-логопед Розова Лариса Валентиновна (образование высшее, стаж работы более 30 лет; высшая квалификационная категория).
- Учитель-дефектолог Бизюкина Татьяна Сергеевна (образование высшее, стаж работы 2 года).
Принципы взаимодействия специалистов лекотеки с родителями:
- Договорной характер сотрудничества (подписание договора о сотрудничестве, в котором оговариваются права и обязательства сторон, время и условия действия договора).
- Уважительное отношение специалистов к родителям.
Специалисты лекотеки в своих отношениях с родителями исходят из принципов уважения, признания родительской компетентности, из веры в их способность понимать ребенка, обучаться и находить оптимальные способы решения возникающих проблем. Это открывает путь к равноправному партнерству во благо ребенка.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи:
1. Помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка. 2. Поддержка позитивного стиля взаимодействия с ребенком. 3. Конструктивное сотрудничество с родителями. 4. Оказание информационной помощи.
Формы работы с детьми и родителями:
1. Индивидуальные игровые сеансы (построены с использованием разнообразных техник и приёмов, подобранных индивидуально для каждого ребенка).
2. Подгрупповые игровые сеансы (цели таких сеансов – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками лекотеки). 3. Интегрированные занятия (работа с группой детей и родителей одновременно нескольких специалистов с целью повышения эффективности обучения детей).
4. Родительские семинары.
Материально-техническое обеспечение:
Для обеспечения работы лекотеки выделено отдельное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к работе ясельных и дошкольных групп: отдельный вход с улицы, раздевалка, помещение для индивидуальных занятий и игр, санитарное помещение. Материальная база лекотеки включает следующие разделы:
- оборудование для развития общей подвижности;
- игрушки для развития ручных навыков;
- игрушки для развития тактильного восприятия;
- игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
- игрушки для развития слухового восприятия;
- игрушки для развития мышления;
- игрушки для развития речи и языка,
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- игрушки для игры с водой и с сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- музыкальные игрушки;
- книги для детей;
- фонотека;
- видеотека;
- компьютерные игры;
- книги для родителей;
- средства для развития невербальной коммуникации
Образовательный маршрут:
- Первичный прием.
- Диагностика.
- Составление индивидуальных маршрутов.
- Индивидуальные и групповые сеансы.
- Оценка результативности образовательного маршрута.
Образовательные и коррекционные программы реализуемые
специалистами лекотеки:
- Индивидуально-Ориентированная коррекционно-развивающая программа «Российская Лекотека» А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И.Чугунова, А.М. Пайкова, Н.А. Склокина
- Программа «Маленькие ступеньки» М. Питерси, Р. Трилор
- Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями ТЪе СагоНпа Сигпси1шп &г 1пГап1;5 апё ТосШегз шхп 8рес1а1 №ес18 Автор: Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер СМ., Хаккер Б.Дж.
- «Помощь детям с церебральным параличом» Р. Хольц
- «Аутичный ребенок: пути помощи» О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг
- «Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни» О.Г. Приходько
- «Наши пальчики играют» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина
- «Игры, которые лечат» А.С. Галанов
Результативность
Сводная таблица данных
Учебный год | всего детей зачислено | со сложной структурой дефекта (РДА, микроцефалия) | нарушениями опорно-двигательного аппарата | ЗПР | ОНР | нуждающиеся в сопровождении при подготовке к школьному обучению | Выпущено |
2012 -2013 | 10 | 3 | 2 | 3 | - | 2 | 1-корекционная школа 2-общеобразовательная школа |
2013 -2014 | 10 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1-домашнее обучение 2-общеобразовательная школа 1-корекционная школа |
2014 -2015 | 11 | - | 3 | 2 | 2 | 4 | предполага-ется выпуск: 1-корекционная школа 5-общеобразовательная школа 2- группа компенсирующей направ-ленности |
Положительная динамика в развитии детей:
В сфере самоорганизации и коммуникации:
– произошло постепенное расширение социальных контактов, установление взаимодействия со специалистами и сверстниками в рамках элементарных игровых ситуаций.
В сфере развития умений:
– дети научились свое согласие или несогласие, приветствие, просьбу, благодарность;
– согласовывать свои действия с действиями других участников общей деятельности;
– вступать в продуктивный коммуникативный контакт с разными по возрасту, полу и другими индивидуальными особенностями;
– наметились навыки самоорганизации в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании);
– возросли сенсорные и двигательные возможности.
В личностной сфере:
– появились элементарные навыки самостоятельности, доброжелательности, отзывчивости.
В познавательной сфере:
– дети используют сенсорные эталоны для познания действительности;
– наметилось развитие перцептивных действий по соотнесению сенсорных эталонов с реальными предметами;
– развитие умения наблюдать объекты окружающего мира, отражать в речи итог наблюдений;
– дети научились удерживать свое внимание определенное время в процессе организованной взрослым, самостоятельной деятельности.
Специалистами лекотеки разработано программно-методическое пособие по коррекционно-развивающей работе с ребёнком 5-ти лет с ДЦП «Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом в условиях лекотеки»
Пособие сертифицировано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа «Система психолого-педагогической помощи детям с агрессивным поведением"
Моя работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности методом диагностики, коррекции, профилактики, развития и просвещения: - изучение научно- методической литературы по данной тем...
Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития
Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии,...
Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»
В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...
Здоровьесберегающая технология реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях ДОУ - ритмотерапия.
Доклад посвящен актуальной проблеме применения новых эффективных форм реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС по средством применения здоровьесберегающих технологий...
Пояснительная записка к образовательной программе "Открываем горизонты" (оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью)
В пояснительной записке отражено основное назначение предлагаемой программы – выявление детей с умеренной умственной отсталостью, определение интеллектуального потенциала ребенка, развитие сохра...
Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям
Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...
Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС дошкольного возраста
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отноше...