Сенсорное развитие ребёнка.
материал (младшая группа) по теме

Джабраилова Алевтина Васильевна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве,также запахе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebyonka_docx.docx124.97 КБ

Предварительный просмотр:

        1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

  2. Игра «Мозаика». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок,жёлуди. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

         3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.   

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы. 

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое?  Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

                                                                                             

4. Пальчиковая гимнастика.

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.         

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что? (Яблоко)

      5. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё  руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: 

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно  предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасоль большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

      6. «Дорожка» Многие родители ругают детей за то, что они собирают всякие камушки, веточки и прочие мелочи в кармашки. Я предлагаю сделать из всего этого дорожку, пусть ребёнок пройдёт по этой дорожке своими пальчиками, а ещё лучше дорожка получится из жёлудей. Можно устроить соревнование для пальчиков: построить две дорожки, из жёлудей, и предложить ребёнку пройти эти дорожки одновременно, пальчиками обеих рук.               

  Подготовила: Джабраилова Алевтина Васильевна воспитатель МДОБУ №3 «Радуга»

Сенсорное развитие ребенка  это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве,также запахе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".

Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка...

Сенсорное развитие ребёнка

Материал для родителей, какое огромное значение играет в жизни ребёнка сенсорное воспитание, где даны рекомендации, о том какие приёмы и материалы можно использовать родителям развивая сенсо...

Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»

Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию  у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных  и познавательных процессов и для...