Игры на развитие у детей элементов логического мышления
материал на тему

Гвоздева Наталья Владимировна

Игры для детей дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательный материал для развития у старших дошкольников элементов логического мышления.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии.

1 этап – наглядно-действенное мышление;

2 этап – наглядно – образное мышление;

3 этап – словесно - логическое

Как развивать мышление в дошкольном возрасте? Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

Предлагаю несколько игр и упражнений способствующих развитию мышления старших дошкольников.

Игра "Кто кем (чем) будет?"

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

- цыпленок - петухом;

- мальчик - мужчиной;

- теленок - коровой (быком)

- бумага - книгой

- снег -водой

- вода - льдом

- семечко - цветком

-мука-блинчиками и т.д.

Игра - наоборот: "Кто кем был?". 

- лошадь - жеребенком; -цветок - семенем

 Игра "Третий лишний".

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Например:

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

- машина, лошадь, трамвай;

- шапка, платок, сапоги;

- роза, береза, ёлка.

- дождь, снег, река;

- врач, турист, шофер;

- тень, солнце, планета;

- мороз, вьюга, январь;

- камень, глина, стекло;

- дверь, ковер, окно;

- море, река, бассейн.

  Игра "Какое что бывает?".

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным? (коротким)

- Что бывает широким (узким)?

- Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Игра "Что снаружи, что внутри? "

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

Игра "Закончи предложение"

Игра направлена на тренировку логической операции умозаключение. Предложите ребёнку закончить предложение:

  1. Если черепаха передвигается медленнее кенгуру, то кенгуру…
  2. Если тетрадь тоньше книги, то книга…
  3. Если берёза выше дуба, то дуб…
  4. Если волк злее зайца, то заяц…
  5. Если лето теплее зимы, то зима…
  6. На кровати лежат, а на стуле…
  7. На машине едут, а на корабле…
  8. У льва нос, а у слона…
  9. Кукла это игрушка, а карандаш…
  10. Учитель учит, а продавец…
  11. Днём светло, а ночью…
  12. Утром мы завтракаем, а в полдень…
  13. Деревянный дом построен из брёвен, а кирпичный…

Игра "Реши задачу"

  1. Мама и папа купили яблоки. Кто-то купил маленькие красные яблоки,  кто-то – большие зелёные. Мама купила большие зелёные яблоки. Какие яблоки купил папа? (Маленькие красные)
  2. Лида и Вика любят заниматься спортом. Кто-то занимается акробатикой, кто-то плаванием. Чем занимается Вика, если Лида не занимается плаванием? (Плаванием)
  3. У Тани и Гали куклы. У кого-то маленькая кукла, а у кого-то большая. У Тани была маленькая кукла. Какой куклы не было у Гали? (маленькой)
  4. У Светы и Кати шарики разной формы. У Светы не круглый шарик, а у Кати – не овальный. Какой шарик у Светы? У Кати? (У Светы – овальный, у Кати – круглый)
  5. Настя и Назар ухаживали за рыбками. У кого-то были маленькие рыбки, а у кого-то большие. У Насти были большие рыбки. Каких рыбок не было у Назара? (больших)
  6. У Оли и Гали куклы. У кого-то маленькая кукла, а у кого-то большая. У Оли не было маленькой куклы. Какая кукла у Гали? (маленькая)
  7. Мама и папа купили яблоки. Мама купила маленькие яблоки. Папа купил большие яблоки. Мама купила красные яблоки. Папа купил зеленые яблоки. Какие яблоки купили родители?

а) родители купили маленькие красные яблоки и большие зеленые яблоки

б) родители купили большие красные яблоки и маленькие зеленые яблоки

(Правильный ответ: родители купили маленькие красные яблоки и большие зеленые яблоки)

8. Петя и Гена — коллекционеры. Кто то коллекционирует марки, а кто-то        собирает значки. Гена не коллекционирует марки. Что собирает Петя? (Правильный ответ: Петя коллекционирует марки)

9. Илья, Оксана и Алеша ныряли. Оксана нырнула глубже, чем Илья. О ком неизвестно, как этот человек нырял? (Правильный ответ: неизвестно, как нырял Алеша)

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

 

Педагог дополнительного образования

Гвоздева Наталья Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры...

Консультация для родителей. Развитие у детей словесно-логического мышления

Консультация для родителей групп компенсирующей направленности, включающая материал, способствующий развитию разных видов мышления и других психологических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Игры на развитие математических способностей и логического мышления.

Игры - это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с к...

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности по развитию элементов логического мышления Тема: «Академия логических задач»

Образовательные цели:-выявить умение детей устанавливать родо - видовые отношения между понятиями;Развивающие цели:-развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, речь, расширять сло...

Дидактические игры для развития внимания, памяти и логического мышления

С момента рождения перед ребёнком предстаёт окружающий мир. По мере взросления в поле зрения ребёнка попадает всё больше предметов. Ребёнок исследует их, таким образом реагируя на них эмоциональными п...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми по развитию речи и элементов логического мышления "Сюрприз из сундучка" (подготовительная группа)

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми по развитию речи и элементов логического мышления "Сюрприз из сундучка" (подготовительная группа)...

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Для успешного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить, проявлять творческое воображение.Игра и...