Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»
консультация на тему
Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»
Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, это зависит от многих факторов, от культуры, в которой он воспитывался, и от жизненного опыта.
Современная реальность формирует преимущественно два типа представлений о дружбе: "дружба как функциональные отношения", понимается, как, прежде всего, помощь в трудных ситуациях и решении проблем, характерен для людей среднего возраста; "дружба как эмоционально близкие отношения", прежде всего, направлена на понимание дружбы, как удовлетворение потребностей в эмоциональных отношениях, ценность дружбы заключается в духовной близости между людьми, свойственна людям ранней взрослости. (Юркова Е.В., 2004).
Дружбу принято разделять на детскую, юношескую и взрослую
Роберт Селман выделил четыре стадии дружбы.
На первой стадии (от 6 лет и младше), он считает что, дружба базируется на физических или географических факторах, дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других.
Вторая стадия (возраст 7-9 лет) характеризуется тем, что дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга.
На третьей стадии (9-12 лет) дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляются представления о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, происходит взаимная оценка партнеров, появляется понятие доверия.
Четвертая стадия (11-12 лет и старше) заключается в том, что дружба понимается как устойчивые продолжительные отношения, базирующиеся на доверии, дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя. (Крайг Г., Бокум Д., 2004)
Если рассматривать более подробно формирование детских дружеских отношений, то стоит начать с самого начала, с младенческого возраста.
Эмоции в жизни новорожденного являются первой формой связи с окружающим миром, способствуют познанию и представляют собой одно из средств общения со взрослыми. Эмоциональное общение в младенчестве является ведущим видом деятельности. Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности детей, потому что даже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений. (Лисина М.И.,1986)
С двух лет начинают формироваться позитивные эмоции, такие как: удивление, любопытство, любознательность. Эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Начинает формироваться чувство юмора. В этом возрасте ребенку важно общение со взрослым, так как оно для ребенка является главным источником оценочного воздействия, под влиянием которого, у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людьми.
Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.
Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей. (Кон И.С., 1989)
Важную роль в формировании представлениях дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а так же какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребенком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку.
Помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ребенком шаблонных фраз:
1. "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.
2. "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.
3. "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
4. "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
5. "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.
Помочь ребенку могу и совместные с родителем просмотры фильмов, мультиков или чтение книг о дружбе. Ниже подобран примерный перечень материалов.
Список детских фильмов о дружбе
· "Белеет парус одинокий". Реж. В. Г. Легошин. 1937.
· "Тимур и его команда". Реж. А. Е. Разумный. 1940.
· "Друг мой, Колька". Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.
· "Внимание, черепаха!". Реж. Р. А. Быков. 1970.
· "Дикая собака Динго". Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.
· "Детские болезни". Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.
· "Авель, твой брат". Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.
· "Малютка Червен, Боцман и Мозес". Реж.У.Хельбом.(Швеция) 1964.
· "Звонят, откройте дверь". Реж. А. Н. Митта. 1966.
· "Они называли его Амиго". Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.
Мультфильмы про дружбу
· "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
· "Котенок по имени Гав"
· "Лис и охотничий пес"
· "Умка"
· "Тимка и Димка"
· "Винни Пух"
· "38 попугаев"
· "Маша и медведь"
Пословицы о дружбе:
- Дружбу топором не разрубишь
- Дружба от не дружбы близко живёт
- Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг
- Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно)
- Без друга – сирота, с другом – семьянин
- Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
- Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии
- Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
- Старый друг лучше новых двух
- Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
- Не держи сто рублей, держи сто друзей
- Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
ü Делитесь новостями о своих успехах.
ü Высказывайте эмоциональную поддержку.
ü Добровольно помогайте в случае нужды.
ü Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
ü Возвращайте долги и оказанные услуги.
ü Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
ü Защищать друга в его отсутствие.
ü Быть терпимым к остальным его друзьям.
ü Не критиковать друга публично.
ü Сохранять доверенные тайны.
ü Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
ü Не быть назойливым, не поучать.
ü Уважать внутренний мир и автономию друга.
Список литературы о дружбе:
1. Лопатина А. Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Том 1., Изд. Амрита-Русь, М. – 2007
2. Поучительные истории В.Сутеева "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"
3. "Крокодил Гена", "Приключения Буратино" полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, чтобы он сделал в том или ином случае.
4. "Сказки о дружбе" Изд. АСТ, серия Карусель сказок, год выпуска 2010
Использованная литература:
1. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - Изд. 3. М.: Политиздат, 1989. - 350 с.
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
3. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. Питер, 2004. - 940с.
4. Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. – 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»
Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, это зависит от многих факторов, от культуры, в которой он воспитывался, и от жизненного опыта.
Современная реальность формирует преимущественно два типа представлений о дружбе: "дружба как функциональные отношения", понимается, как, прежде всего, помощь в трудных ситуациях и решении проблем, характерен для людей среднего возраста; "дружба как эмоционально близкие отношения", прежде всего, направлена на понимание дружбы, как удовлетворение потребностей в эмоциональных отношениях, ценность дружбы заключается в духовной близости между людьми, свойственна людям ранней взрослости. (Юркова Е.В., 2004).
Дружбу принято разделять на детскую, юношескую и взрослую
Роберт Селман выделил четыре стадии дружбы.
На первой стадии (от 6 лет и младше), он считает что, дружба базируется на физических или географических факторах, дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других.
Вторая стадия (возраст 7-9 лет) характеризуется тем, что дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга.
На третьей стадии (9-12 лет) дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляются представления о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, происходит взаимная оценка партнеров, появляется понятие доверия.
Четвертая стадия (11-12 лет и старше) заключается в том, что дружба понимается как устойчивые продолжительные отношения, базирующиеся на доверии, дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя. (Крайг Г., Бокум Д., 2004)
Если рассматривать более подробно формирование детских дружеских отношений, то стоит начать с самого начала, с младенческого возраста.
Эмоции в жизни новорожденного являются первой формой связи с окружающим миром, способствуют познанию и представляют собой одно из средств общения со взрослыми. Эмоциональное общение в младенчестве является ведущим видом деятельности. Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности детей, потому что даже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений. (Лисина М.И.,1986)
С двух лет начинают формироваться позитивные эмоции, такие как: удивление, любопытство, любознательность. Эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Начинает формироваться чувство юмора. В этом возрасте ребенку важно общение со взрослым, так как оно для ребенка является главным источником оценочного воздействия, под влиянием которого, у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людьми.
Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.
Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей. (Кон И.С., 1989)
Важную роль в формировании представлениях дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а так же какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребенком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку.
Помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ребенком шаблонных фраз:
- "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.
- "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.
- "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
- "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
- "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.
Помочь ребенку могу и совместные с родителем просмотры фильмов, мультиков или чтение книг о дружбе. Ниже подобран примерный перечень материалов.
Список детских фильмов о дружбе
- "Белеет парус одинокий". Реж. В. Г. Легошин. 1937.
- "Тимур и его команда". Реж. А. Е. Разумный. 1940.
- "Друг мой, Колька". Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.
- "Внимание, черепаха!". Реж. Р. А. Быков. 1970.
- "Дикая собака Динго". Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.
- "Детские болезни". Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.
- "Авель, твой брат". Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.
- "Малютка Червен, Боцман и Мозес". Реж.У.Хельбом.(Швеция) 1964.
- "Звонят, откройте дверь". Реж. А. Н. Митта. 1966.
- "Они называли его Амиго". Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.
Мультфильмы про дружбу
- "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
- "Котенок по имени Гав"
- "Лис и охотничий пес"
- "Умка"
- "Тимка и Димка"
- "Винни Пух"
- "38 попугаев"
- "Маша и медведь"
Пословицы о дружбе:
- Дружбу топором не разрубишь
- Дружба от не дружбы близко живёт
- Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг
- Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно)
- Без друга – сирота, с другом – семьянин
- Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
- Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии
- Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
- Старый друг лучше новых двух
- Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
- Не держи сто рублей, держи сто друзей
- Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
- Делитесь новостями о своих успехах.
- Высказывайте эмоциональную поддержку.
- Добровольно помогайте в случае нужды.
- Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
- Возвращайте долги и оказанные услуги.
- Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
- Защищать друга в его отсутствие.
- Быть терпимым к остальным его друзьям.
- Не критиковать друга публично.
- Сохранять доверенные тайны.
- Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
- Не быть назойливым, не поучать.
- Уважать внутренний мир и автономию друга.
Список литературы о дружбе:
- Лопатина А. Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Том 1., Изд. Амрита-Русь, М. – 2007
- Поучительные истории В.Сутеева "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"
- "Крокодил Гена", "Приключения Буратино" полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, чтобы он сделал в том или ином случае.
- "Сказки о дружбе" Изд. АСТ, серия Карусель сказок, год выпуска 2010
Использованная литература:
- Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - Изд. 3. М.: Политиздат, 1989. - 350 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
- Бокум Д., Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. Питер, 2004. - 940с.
- Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. – 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий и развлечение совместно с родителями по теме "Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни"
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса, путем обучения детей управлению собственным здоровьем и создани...
Консультация для родителей на тему: "Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста".
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлен...
"Формирование представлений о дружбе у дошкольников"
Консультация для родителей на тему "Дружба"...
Консультация для родителей на тему: Формирование представления о нормах поведенческой культуры детей дошкольного возраста
Воспитание культуры поведения за столом...
Консультация для родителей : "Формирование представлений о дружбе у дошкольника?"
Консультация для родителей : "Формирование представлений о дружбе у дошкольника?"...
Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».
Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....
Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».
Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....