Использование игр в развитии речи детей раннего возраста.
материал (младшая группа) на тему
Как использовать игры в развитии речи детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муханова Елена Геннадьевна,
воспитатель
МБДОУ «Бобринский детский сад»
Новововаршавского муниципального района
Омской области
Использование игр в развитии речи детей раннего возраста.
Я работаю воспитателем три года. За это время мне приходилось работать как с детьми младшего дошкольного возраста, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Наш детский сад работает по познавательно- речевому направлению, так как 80% детей имеют различные речевые нарушения. В детском саду два раза в год работает логопед. Благодаря его рекомендациям воспитатели ведут коррекционную работу по предупреждению, преодолению нарушения звуковой стороны речи. Сейчас я работаю с детьми от 1 до 3 лет. Заниматься, общаться с малышами в этот возрастной период очень интересно, так как на третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного человека. Характер взаимодействия с ребёнком определяется выбором стратегии образовательной работы, то есть ролью взрослого в детском развитии. Я заметила, что в этом возрасте дети пытаются действовать как взрослые. Но в тоже время они нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Мне очень нравится наблюдать за детьми: они внимательно слушают объяснение и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами ; Что это? Как? Зачем? Где? . Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Они начинают активно общаться со сверстниками и взрослыми. Очень интересно слушать рассказы детей: они рассказывают о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые распространенные предложения. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Поэтому я всегда рекомендую родителям больше общаться со своими детьми. Подробно отвечать на их вопросы. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателями. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют», «Это растет на грядке. Морковочка это»). Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но целые фразы, рифмовки. Хочу отметить, что речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать их различными действиями. Со временем у ребенка появляется потребность выражать свои чувства и знания с помощью слов. Развитие речи в раннем возрасте происходит в несколько этапов:
Возраст 1-1,3 года. Ребенок учится активно подражать взрослым, старается повторять за ними различные слова. В этот период развитие речи приобретает черты осмысленности: например, ребенок может назвать игрушку машиной, или предмет из которого он пьет – кружкой.
Возраст 1,5 года. Развитие речи в этот период предоставляет собой достаточно сформированный запас слов, состоящий уже не только из существительных, но и из некоторых глаголов. Ребенок может называть не только конкретные предметы, но и предметы одного вида.
Возраст 2-2,5 лет.В этом возрасте наблюдается разное расширение словарного запаса детей. При помощи слов он может выражать свои мысли, активно разговаривает с родителями, может задавать много вопросов. Раннее развитие детей в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и коротких простых предложений. Этот возраст малышей называют возрастом «почемучек».
Возраст 3 года.Развитие речи в этот возрастной период представляет собой завершение формирование начальных знаний и навыков, из которых впоследствии начинается новый этап в развитии ребенка. В этом возрасте многие дети с помощью слов может рассказать могут рассказать обо всем, сто происходит вокруг него. Ребенок интересуется всем что происходит, и задает много вопросов взрослым.
Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Хочу привести пример некоторых игр, которые имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха и дыхания, пассивной и активной речи. Они могут «разговорить ребенка», учат активно пользоваться речью в разных ситуациях.
Упражнение «Улыбка»
Глядя на себя в зеркало, растягиваем губы в улыбке.
«Подражаем мы лягушкам- тянем губы прямо к ушкам.»
Упражнение «Маляр»
Двигать кончиком языка по «потолочку»(поверхности неба) вперед и назад.
«Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок.
Будет чистым (вот дела!)
Все до дальнего угла.»
«Собираемся на прогулку».
Цель. Развивать понимание речи.
Материалы. Предметы одежды и обуви.
Ход игры. Все необходимые вещи заранее разложены на стульчике.
Во время одевания комментируйте свои действия, называя предметы одежды и обуви: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая теплая кофточка. А что это на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. А где цветочек? Давай наденем кофточку…»
Хочу дать совет всем родителям: больше общайтесь со своими детьми. Не отталкивайте их, если ребенок подошел к вам с вопросом. Подробно отвечайте на вопросы детей. Ведь для раннего возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками, взрослыми, выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Используемая литература:
Е.А.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста».
З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора - потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладу...
Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Цель проекта:Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора....
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Чтобы п...
« Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста»
Опыт работы по использованию фольклора в развитие речи детей раннего возраста....