Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки.
Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
В самом начале учебного года, проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей.
Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
И я пришла к выводу: Что детский фольклор имеет большое значение в развитии речи ребенка.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи малышей и именно через фольклор.
Цель: Развитие речи детей, через малые формы фольклора.
Исходя из цели я поставила перед собой следующие задачи:
Задачи
1.Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения,
2.Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизации словаря
3.Расширять представления детей о разных формах фольклора.
4.Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.
5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в развитии связной речи у детей раннего возраста, подобрала литературу, создала соответствующую развивающую среду. В интерьер группы можно включить элементы русского фольклора: уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, подобрала картинки иллюстрации, книжки по возрасту и т.д Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста. Речевые игры: «Домашние животные» «Кто как кричит»
В период адаптации я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка - пригожий
Наша деточка в дому
Что оладышек в меду
Красно яблочко в саду.
В своей работе использую народные песенки - потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальчиками.
Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показала , как лает собачка Белолапа. Дети дружно просили ее: «Ты собачка, не лай, Белолапа, не скули». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.
По мере усвоения материала, я стала подбирать для детей потешки более посложнее. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как курочка, цыплята, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, я привлекала их к подражанию крику птиц, животных.
Конечно, далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они относились к нашему маленькому «театру!».
Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами используют народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…».
Потешки подобрала самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, , а так же тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми.
При последующих повторениях, старалась передать текст по-другому, с помощью других интонаций. Например, показывая эту же потешку, предлагала малышам самостоятельно подвигать фигурки, передавая движения персонажей.
разучивая потешку «Курочка- рябушечка», я внесла игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с тектом потешки, произносила я. При первом же прочтении детям стала понятна вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, они называли курочку хорошей, доброй как мама.
Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят,
Большое внимание уделяю русским народным сказкам. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Курочка ряба», «Теремок», и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. как бы разговариваю с каждым ребенком и этим воспитывается очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, курочка-ряба
Так же рассматриваем иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям мы знакомимся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.
Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями. Для этого использую, как традиционные формы работы: это выступления на родительских собраниях, устные и письменные консультации, беседы,
Оформила папку –передвижку : «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников»
консультации «Пальчиковые игры в развитии речи», «Как использовать русское народное творчество дома»
Сделала буклеты для каждого родителя «Потешки»
Привлекаю родителей к созданию пополнению развивающей среды, к изготовлению атрибутов в уголок «Ряжения».
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе со мной стихи, потешки, прибаутки.
Результатом моей работы: являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих малышей , которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка.
У детей сформировалось умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;
Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как фольклор развивает речевые способностеи, фантазии, воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Цель проекта:Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора....
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Чтобы п...
« Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста»
Опыт работы по использованию фольклора в развитие речи детей раннего возраста....
"Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста".
Статья Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста...
«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослым, и детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о ...
Опыт работы "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
В нашем веке национальная культура пестования практически потеряна, а тексты забыты, угасанию подвергся фольклор, художественное слово. Между тем произведения народн...