Доклад
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО МАЛЫША
МДОУ детский сад комбинированного вида
№20 «Ласточка»
Воспитатель Кошелева Л.А.
Родителям детей раннего возраста нередко приходится сталкиваться с их капризами, упрямством. Часто бывает трудно понять поведение ребёнка. Как же вести себя родителям и что делать с кричащими, неуправляемыми малышами?
Одно родители должны помнить всегда: дети капризничают не потому, что они хотят рассердить своих мам и пап или достичь определённую цель. Они просто не могут унять своё упрямство.
Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5— 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка даже в старшем дошкольном возрасте.
И упрямство, и капризы — две стороны одного и того же нарушения — проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых детей — в капризах. Эти особенности возрастные, они проявляются практически у каждого ребенка, а взрослым необходимо понять это, научиться различать.
Причиной появления капризов и упрямства являются не только особенности самого ребенка — его характер, тип нервной системы, привычки и т. д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей).
Вот характерные особенности поведения ребенка при упрямстве и капризах:
ХАРАКТЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | УПРЯМСТВО | КАПРИЗНОСТЬ |
Причины поведения | Прежде всего — отражение неправильного поведения взрослых | |
Результат завышенных требований родителей. Биологические особенности функционирования нервной системы: родовые травмы, асфиксии новорожденных, тяжёлые инфекции, перенесённые матерью или ребёнком. Малая эмоциональная близость родителей и ребенка. Нежелание учитывать индивидуальные особенности ребенка. | Следствие чрезмерной уступчивости близких. Излишняя опека взрослых | |
Внешние признаки (черты). | Активный ребенок, не желающий подчиняться огромному количеству требований и ограничений. | Ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Эти дети более зависимы от взрослых и нуждаются в теплом эмоциональном контакте с родителями. |
Главное в поведении. | Упрямство проявляется только в ответ на поведение или требования родителей. Ребенок не уступает взрослому, пытается настоять на своем, отстаивает свое мнение, желание, цель. | Начинает ныть и плакать по любому поводу. Отказываясь от всего, практически никогда не предлагает своего варианта, ни с чем не соглашается. |
Излюбленное выражение. | « Я хочу!» | « Я не хочу!» |
Усугубляют поведение. | Настойчивые строгие приказы. Раздраженный голос, крик. Угрозы. Все это ведет к невротической форме упрямства: расстройству сна, речи, отсутствию аппетита, двигательным нарушениям (тики), проявлению различных страхов. | Взрослый идет на поводу у ребенка, уступает его желаниям. Взрослый старается все сделать за ребенка и предлагает ему все в готовом виде. |
Как справиться с данным проявлением. | Изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции. Попробовать договориться с ребенком, иногда пойти на компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребенком. Относиться к ребенку как к человеку, имеющему определенные права, собственное мнение, которое заслуживает уважения. | Всемерно поощрять самостоятельность и активность ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой (нельзя – это нельзя, а надо – это надо). Заинтересовывать ребенка совместной деятельностью. Преодолевать привычку все делать за ребенка. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы. |
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление » сломить силой авторитета».
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребенке бесполезно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...