Портрет гиперактивного ребенка.
методическая разработка на тему
Рассказано как распознать гиперактивного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_giperaktivnogo_rebenka.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Портрет гиперактивного ребенка.
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.
Когда на первый план выступает повышенная двигательная активность (ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается), принято говорить о синдроме гиперактивности. Гиперактивным детям свойственны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость – все это нередко сочетается с трудностями в усвоении учебных программ.
Синдром гиперактивности может проявляться у ребенка с первых дней жизни. Дети часто имеют повышенный мышечный тонус, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3 – 4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрацию внимания, его игры шумны и хаотичны. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, в непосредственно организованной деятельности и утренниках в детском саду. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но, тем не менее, он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей.
Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными и вспыльчивыми, быстро огорчаются и интенсивно переживают свои неудачи. Импульсивность поступков («сначала сделает, потом подумает») приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается физически опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. В состоянии возбуждения гиперактивный ребенок может сломать попавший ему в руки предмет, разорвать или смять тетрадь и т.п. Неумение управлять своим поведением затрудняет его общение со сверстниками.
Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Такому ребенку очень трудно на чем-то сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно выполнять задания. Естественно, что учебная деятельность, требующая, прежде всего, сосредоточенности, целенаправленности и самоконтроля, оказывается для него особенно трудной.
Таким образом если не понимать трудности, которые испытывает гиперактивный ребенок в общении и обучении, если бесконечно ругать его, «воспитывая» правильное поведение, у него легко формируется и фиксируется негативная самооценка, возникают протестные реакции, тики, энурез и другие расстройства. Эти вторичные расстройства сильно осложняют жизнь ребенка и его родителей. Вероятность их появлений зависит, прежде всего, от того, насколько взрослые способны понять особенности такого ребенка, поддержать
Причины гиперактивности.
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. Необычность поведения детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
— генетические (наследственная предрасположенность);
— биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
— социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания). Таким образом, можно более подробно выделить причины гиперактивности.
Пренатальная патология | -токсикозы; - обострение хронических заболеваний у матери; - инфекционные заболевания; - травмы в области живота; - иммунологическая несовместимость по резусу - фактору; - попытки прервать беременность; -принятие алкоголя и курение |
Осложнения при родах | - стимуляция родовой деятельности; -неправильное положение плода; -асфиксии; -внутренние кровоизлияния; -преждевременные, скоротечные или затяжные роды; |
Психосоциальные | - неадекватный стиль воспитания в семье; -психотравмы; -нежеланный ребенок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Портрет гиперактивного ребенка
Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себ...
"Портрет гиперактивного ребенка"
Гиперактивные ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все "как с гуся вода". Поэтому о таких детях говорят, как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Доб...
Консультация для педагогов и родителей "Портрет гиперактивного ребенка"
Материал дает представление об особенностях детей с СДВГ, дает представление о различных проявлениях данного нарушения....
"Портрет гиперактивного ребенка"
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как буд...