"Портрет гиперактивного ребенка"
статья на тему
Гиперактивные ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все "как с гуся вода". Поэтому о таких детях говорят, как о бесчувственных, а иногда и жестоких.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладестым, еще не удавалось никому, а научить жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_giperaktivnogo_rebenka.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Портрет гиперактивного ребенка»
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности как считают многие взрослые. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Дефицит внимания – характерная черта гиперактивных детей. Эта проблема часто сопровождает и другие нарушения в развитии ребёнка, (например, задержку психического развития), при этом ребёнок может быть гипоактивным. Но при наличии гиперактивности, дефицит внимания гарантирован. В последнее время проблему гиперактивности и обозначают как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Внимание характеризуется следующими свойствами:
1. Устойчивость.
2. Концентрация.
3. Переключаемость.
4. Распределение.
5. Объем.
Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений внимания.
1. Нарушение устойчивости и концентрации:
а) нет сосредоточения (ребенок не может выделить значимый раздражитель и, как следствие, не включается в учебный процесс);
б) слабая концентрация внимания (ребенок выделяет значимый раздражитель, но не может сосредоточиться на нем);
в) кратковременная сосредоточенность (ребенок быстро отвлекается, его внимание нестабильно);
г) немотивированные колебания внимания (у ребенка «включается» охранительное торможение).
2. Нарушение распределения и переключения внимания:
а) ригидность внимания (ребенок с большим трудом переходит от одного вида деятельности к другому);
б) застревание («прилипание») внимания (ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому).
3. Нарушение объема внимания (ребенок способен воспринимать очень ограниченное число объектов).
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.
После того как сложилась не большая картина того, что же есть «портрет гиперавтивного ребенка» хотелось бы предложить некоторые рекомендации по работе с детьми для педагогов и для родителей.
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивным ребенком:
- Игнорировать вызывающие поступки ребенка.
- Поощрять его хорошее поведение.
- Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, каковыми могут являться шум, «веселые соседи», чрезмерное количество наглядного материала или предметов на столе и т.п.
- Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к воспитателю в случаях затруднений (разрешить спрашивать не поднимая руки, договориться об условном знаке с ребенком и пр.)
- Занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку.
- на определенный отрезок времени давать лишь одно задание.
- если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель периодически контролирует ход работы на каждой из них, внося необходимые коррективы.
- Во время дня предусматривается возможность для «двигательной разрядки»: занятия физическим трудом или упражнениями, специально организованное время, подвижные игры.
Рекомендации родителям:
- Общаться с ребенком мягко и спокойно.
- При совместном выполнении заданий избегать как криков и приказов, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона (ребенок быстро присоединится к этому настроению и эмоции его захлестнут).
- Детей с неординарными способностями не перегружать кружками и т.д., чтобы избежать переутомления и отказа от учебы вовсе. Исключить вседозволенность.
- Хвалить искренно и за дело, требующее от ребенка какого-либо усилия, без лишних возбуждающих эмоций.
- Инструкция для ребенка должна содержать не более 10 слов.
- Указания даются по одному, по мере выполнения предыдущего.
- Выполнение указаний контролируется.
- Запретов минимум и оговорить их заранее с ребенком, четко и непреклонно включая санкции, следующие за их нарушением.
- Взрослому быть последовательным в своих решениях и требованиях относительно воспитания ребенка.
- «Нет» и «нельзя» заменить на отвлекающие действия.
- Заранее предупреждать о смене деятельности, давая ребенку время окончить предыдущую, о чем лучше напомнить звонком будильника или таймера.
- Усталость у детей выражается в повышенном двигательном беспокойстве — избегать мест большого количества народа очень часто.
- Оградить от длительного просмотра телепередач и занятий на компьютере, способствующих эмоциональному перевозбуждению.
- Полезны совместные с родителями спокойные пешие прогулки перед сном.
Памятка для родителей гиперактивного ребенка:
- 1. Запишите ребенка в спортивную секцию: плавание, спортивная ходьба, легкая атлетика (целесообразен бег на длинные дистанции).
- 2. Не ждите быстрых результатов. Настройтесь на долгую (10 – 12 месяцев) работу. Ваш кропотливый ежедневный труд непременно принесет свои плоды.
- З. Обсудите вместе с ребенком круг его обязанностей.
- 4. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, может ли он с этим справиться.
- 5. Помните, что возраст от З до 7 лет наиболее благоприятен для развития трудовых навыков. Используйте бытовые дела как тренажер по развитию у ребенка внимания и ответственности.
- 6. Прежде чем поручить ребенку какую-то обязанность, необходимо несколько раз показать ему, как это делается.
- 7. Расширяйте список обязанностей ребенка постепенно, только после того, как он научился справляться с уже порученными ему делами, не отвлекаясь.
- 8. Необходимо регулярно демонстрировать ребенку, как надо выполнять то или иное поручение, не отвлекаясь.
- 9. Если ребенок не сделал что-нибудь потому, что отвлекся, необходимо объяснить ему, что из этого может получиться и почему.
- 10. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка: не подбирайте за ним вещи и игрушки.
- 11. Объясните ребенку, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, отведенное для развлечений.
- 12. Без уважительной причины не разрешайте ребенку откладывать выполнение дел на «потом», мотивируя тем, что «потом» можно и забыть. Повторяйте этот аргумент спокойно и многократно, пока не настоите на своем (принцип «заезженной пластинки»).
- 13. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только в устной, но и в наглядной форме: нарисуйте вместе картинный план.
- 14. Продумайте систему поощрений за правильно выполненное поручение. Это могут быть похвала, игрушка, конфета, разрешение пригласить в дом друзей и т.д.
- 15. Помогайте ребенку приступать к выполнению задания. Помните, что для него самое трудное – начать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Портрет гиперактивного ребенка.
Рассказано как распознать гиперактивного ребенка....
Портрет гиперактивного ребенка
Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себ...
Консультация для педагогов и родителей "Портрет гиперактивного ребенка"
Материал дает представление об особенностях детей с СДВГ, дает представление о различных проявлениях данного нарушения....
"Портрет гиперактивного ребенка"
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как буд...