"Портрет гиперактивного ребенка"
статья на тему

Петрова Регина Олеговна

Гиперактивные ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все "как с гуся вода". Поэтому о таких детях говорят, как о бесчувственных, а иногда и жестоких. 

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладестым, еще не удавалось никому, а научить жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_giperaktivnogo_rebenka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Портрет гиперактивного ребенка»

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. Необычность поведения детей с  СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности как считают многие взрослые. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Дефицит внимания – характерная черта гиперактивных детей. Эта проблема часто сопровождает и другие нарушения в развитии ребёнка, (например, задержку психического развития), при этом ребёнок может быть гипоактивным. Но при наличии гиперактивности, дефицит внимания гарантирован. В последнее время проблему гиперактивности и обозначают как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Внимание характеризуется следующими свойствами:

1. Устойчивость.

2. Концентрация.

3. Переключаемость.

4. Распределение.

5. Объем.

         Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений внимания.

1. Нарушение устойчивости и концентрации:

а) нет сосредоточения (ребенок не может выделить значимый раздражитель и, как следствие, не включается в учебный процесс);

б) слабая концентрация внимания (ребенок выделяет значимый раздражитель, но не может сосредоточиться на нем);

в) кратковременная сосредоточенность (ребенок быстро отвлекается, его внимание нестабильно);

г) немотивированные колебания внимания (у ребенка «включается» охранительное торможение).

2. Нарушение распределения и переключения внимания:

а) ригидность внимания (ребенок с большим трудом переходит от одного вида деятельности к другому);

б) застревание («прилипание») внимания (ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому).

3. Нарушение объема внимания (ребенок способен воспринимать очень ограниченное число объектов).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.

После того как сложилась не большая картина того, что же есть «портрет гиперавтивного ребенка» хотелось бы предложить некоторые рекомендации по работе с детьми для педагогов и для родителей.

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивным ребенком:

  1. Игнорировать вызывающие поступки ребенка.
  2. Поощрять его хорошее поведение.
  3.  Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, каковыми могут являться шум, «веселые соседи», чрезмерное количество наглядного материала или предметов на столе и т.п.
  4. Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к воспитателю в случаях затруднений (разрешить спрашивать не поднимая руки, договориться об условном знаке с ребенком и пр.)
  5. Занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  6. на определенный отрезок времени давать лишь одно задание.
  7. если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель периодически контролирует ход работы на каждой из них, внося необходимые коррективы.
  8. Во время дня предусматривается возможность для «двигательной разрядки»: занятия физическим трудом или упражнениями, специально организованное время, подвижные игры.

Рекомендации родителям:

  • Общаться с ребенком мягко и спокойно.
  • При совместном выполнении заданий избегать как криков и приказов, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона (ребенок быстро присоединится к этому настроению и эмоции его захлестнут).
  • Детей с неординарными способностями не перегружать кружками и т.д., чтобы избежать переутомления и отказа от учебы вовсе. Исключить вседозволенность.
  • Хвалить искренно и за дело, требующее от ребенка какого-либо усилия, без лишних возбуждающих эмоций.
  • Инструкция для ребенка должна содержать не более 10 слов.
  • Указания даются по одному, по мере выполнения предыдущего.
  • Выполнение указаний контролируется.
  • Запретов минимум и оговорить их заранее с ребенком, четко и непреклонно включая санкции, следующие за их нарушением.
  • Взрослому быть последовательным в своих решениях и требованиях относительно воспитания ребенка.
  • «Нет» и «нельзя» заменить на отвлекающие действия.
  • Заранее предупреждать о смене деятельности, давая ребенку время окончить предыдущую, о чем лучше напомнить звонком будильника или таймера.
  • Усталость у детей выражается в повышенном двигательном беспокойстве — избегать мест большого количества народа очень часто.
  • Оградить от длительного просмотра телепередач и занятий на компьютере, способствующих эмоциональному перевозбуждению.
  • Полезны совместные с родителями спокойные пешие прогулки перед сном.

Памятка для родителей гиперактивного ребенка:

  • 1. Запишите ребенка в спортивную секцию: плавание, спортивная ходьба, легкая атлетика (целесообразен бег на длинные дистанции).
  • 2. Не ждите быстрых результатов. Настройтесь на долгую (10 – 12 месяцев) работу. Ваш кропотливый ежедневный труд непременно принесет свои плоды.
  • З. Обсудите вместе с ребенком круг его обязанностей.
  • 4. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, может ли он с этим справиться.
  • 5. Помните, что возраст от З до 7 лет наиболее благоприятен для развития трудовых навыков. Используйте бытовые дела как тренажер по развитию у ребенка внимания и ответственности.
  • 6. Прежде чем поручить ребенку какую-то обязанность, необходимо несколько раз показать ему, как это делается.
  • 7. Расширяйте список обязанностей ребенка постепенно, только после того, как он научился справляться с уже порученными ему делами, не отвлекаясь.
  • 8. Необходимо регулярно демонстрировать ребенку, как надо выполнять то или иное поручение, не отвлекаясь.
  • 9. Если ребенок не сделал что-нибудь потому, что отвлекся, необходимо объяснить ему, что из этого может получиться и почему.
  • 10. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка: не подбирайте за ним вещи и игрушки.
  • 11. Объясните ребенку, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, отведенное для развлечений.
  • 12. Без уважительной причины не разрешайте ребенку откладывать выполнение дел на «потом», мотивируя тем, что «потом» можно и забыть. Повторяйте этот аргумент спокойно и многократно, пока не настоите на своем (принцип «заезженной пластинки»).
  • 13. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только в устной, но и в наглядной форме: нарисуйте вместе картинный план.
  • 14. Продумайте систему поощрений за правильно выполненное поручение. Это могут быть похвала, игрушка, конфета, разрешение пригласить в дом друзей и т.д.
  • 15. Помогайте ребенку приступать к выполнению задания. Помните, что для него самое трудное – начать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Портрет гиперактивного ребенка.

Рассказано как распознать гиперактивного ребенка....

Портрет гиперактивного ребенка

Портрет гиперактивного ребенка  Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себ...

Консультация для педагогов и родителей "Портрет гиперактивного ребенка"

Материал дает представление об особенностях детей с СДВГ, дает представление о различных проявлениях  данного нарушения....

"Портрет гиперактивного ребенка"

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как буд...