Учите ребенка говорить красиво
статья на тему

Макарова Наталья Юрьевна

Умение красиво говорить - это немаловажный фактор успеха в жизни, и этому искусству нужно учиться с самого детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchite_rebenka_govorit_krasivo.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №211 ОАО «РЖД»

Учите ребенка говорить красиво

Умение красиво говорить – это немаловажный фактор успеха в жизни, и этому искусству нужно учиться с самого детства. Умение четко и ясно изъясняться можно и нужно развивать у ребенка с тех самых пор, как он начинает говорить первые в своей жизни слова.

Родителям, да и вообще взрослым, с которыми общается ребенок важно помнить: от того, как вы сейчас постараетесь, в будущем будет зависеть очень многое. Изначально для малыша семья – источник информации, в общении с родными он пополняет свой словарный запас. И чем раньше вы начнете привлекать ребенка к беседам, учить с ним маленькие стишки, песенки, потешки, пословицы – тем быстрее  его речь будет развита. Плохие слова, неправильные фиксируются в памяти малышей быстрее, поэтому, никогда не используйте их, а лучше и вообще избавьтесь от них, иначе вы рискуете услышать нечто неприятное для вас.

Первые разговоры, которые слышит и запоминает ребенок, идут из семьи. И для него она становится примером, не просто примером, а даже образцом.
Важно помнить, что – родители, главные люди в жизни ребенка. От вас он ждет защиты, помощи, советов, поддержки. Он изначально считает, что вы все делаем правильно и потому повторяет за вами. А вот уже от вас взрослых зависит, что он услышит и что запомнит.

Ведь красивая речь ребенка – это не только ваша гордость на детских утренниках и спектаклях. В дальнейшем – это еще и уверенность ребенка в общении с друзьями и сверстниками, его помощь на любом экзамене, а в дальнейшем – успех на собеседовании при приеме на работу и т.д. Несомненно, есть ради чего потрудиться.

Зачастую все недоработки взрослых в плане обучения ребенка искусству красивой речи становятся заметны на детских утренниках. Если некоторые детки рассказывают стихи громко и с выражением, то другие  тихо и невнятно, проглатывая половину слов. Родители, как правило, все списывают на стеснительность ребенка, хотя на самом деле виной всему лень взрослых.

На самом деле, научить ребенка красиво, с выражением выступать (читать стихи, играть свою роль в спектакле и т.д.) перед зрителями – не так уж сложно.

Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут вам научить ребенка красиво и внятно говорить.

Теперь, собственно, о самих рекомендациях.

Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Наберитесь терпения. У малыша еще не настолько развит артикуляционный аппарат, чтобы превратиться в оратора.

Четко и внятно произносите все звуки в словах, правильно ставьте ударения и стройте предложение. Говорите с детьми медленнее, чуть громче и эмоциональнее.

Больше читайте и пойте, делайте массаж пальчиков и кистей, занимайтесь пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику.

Приучайте малыша самостоятельно следить за своей речью, слышать самого себя.

Развивайте дыхание.

Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц.

Не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

Чтобы научить ребенка красиво и внятно говорить, нужно:

1. Показать ребенку, как нужно говорить, на собственном примере.

Возьмем, например, стихотворение из программы детского утренника. Усадите ребенка в кресло в качестве зрителя, а сами встаньте перед ним, и красиво прочтите его. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.

Спросите у ребенка, понравилось ли ему ваше выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитайте то же стихотворение, но быстро, тихо и невнятно. Спросите у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясни, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

2. Внимательно слушайте своего ребенка. Как можно чаще.

Вы не ошиблись, мы должны стараться именно слушать, а не делать вид, что слушаем. Как часто мы поворачиваем голову в сторону ребёнка, изображая заинтересованность, а сами в это время думаем о чём-то своём. Внезапный вопрос нашего чада застает нас врасплох, и мы раздражённо спрашиваем: «Что? Повтори, ты так быстро и путано говоришь, что я не понимаю смысла…»

Между тем, активное слушание имеет огромное значение. Оно позволяет нам вовремя поправить неправильно произнесённые слова и объяснить их значение, исправить ошибочные ударения в словах (тОрты, а не тортЫ, бАнты а не бантЫ) и предложениях (так называемое логическое ударение), обратить внимание на неправильный порядок слов, затрудняющий понимание сказанного, поправить скорость речи («говори медленнее, проговаривай слова»). 

Термин «активное слушание» имеет и другое толкование. Это такое искусство общения с ребёнком, которое позволяет максимально эффективно и бесконфликтно решать проблемы маленького человека, учитывая его интересы и не нарушая при этом прав других домочадцев. Тех, кто интересуется активным слушанием в этом смысле, мы отсылаем к книге Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»   Термин «активное слушание» употребляется там именно в значении универсального инструмента в деле налаживания хороших взаимоотношений с детьми. 

В нашей статье под «активным слушанием» мы понимаем просто внимательное, с уточняющими вопросами и поправками слушание речи ребёнка. 

Пусть вы не понимаете, о чём именно он вам говорит, но ребёнок говорит, он пробует свой голос, слушает его звучание, и ему кажется, что вы его тоже слушаете. Пусть вы не поправите его ошибки и не ответите на вопросы, но вы все-таки уделили ему внимание, «выслушали», как могли.

Очень хорошо, если Вы находите время для того, чтобы послушать речь Вашего ребенка. Слушайте, как он разговаривает, и, если нужно, поправляйте его, подсказывайте правильное произношение и ударение, рассказывайте значение слов. Даже если Вы будешь притворяться, что внимательно слушаешь ребенка, это будет намного лучше и полезнее, чем фраза типа «Отстань, я очень устала и хочу отдохнуть… Потом расскажешь». Ведь если ребенок поймет, что даже Вам его рассказы не интересны, то что уж говорить про публичные выступления!

3. Записать его выступление на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т.д.).

Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дай ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсуди, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что – не очень. Обязательно найдите, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это не метод.

После того, как все замечания учтены, запишите выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и Ваши записи будут с каждым разом все лучше. И не забывай про похвалу – это огромный стимул к новым свершениям.

4. Предоставить ребенку свободу выбора.

Если есть такая возможность, то выбирайте стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо большим удовольствием, чем то стихотворение, которое ему навязали.

5. Читать, читать, и еще раз читать.

Если Ваш малыш еще не умеет читать, то читайте ему вслух Вы, и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать.

Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давайте ребенку передохнуть, и почитайте пару страниц сами. Это будет очень интересно.

6. Хвалить ребенка, замечать все его успехи.

Очень важно, чтобы в процессе обучения твой ребенок чувствовал Вашу поддержку и любовь. Напоминайте ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится. Похвала может выглядеть примерно так:

- «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»,

 - «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец»,

 - «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»,

- «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»,

- «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т.д.

Если ребенок умеет красиво рассказывать, но стесняется это делать перед публикой, то нужно бороться с этим страхом. Для начала пусть ребенок расскажет стихотворение пред вами, родителями, потом увеличьте слушателей, позвав бабушек-дедушек. Потом можно и позвать друзей семьи или соседей, с которыми вы также дружите. Очень важно, чтобы все похвалили малыша, даже если ему не совсем хорошо получилось выступить. А вы, как родители, вообще должны всегда восхищаться своим ребенком, и когда он еще маленький, и когда уже школьник, или уже подросток, и даже когда уже совсем взрослый человек. Именно ваша непоколебимая вера и безграничная любовь делает ребенка уверенным в себе человеком, а это крепкий фундамент будущего успеха ребенка. 

Успехов Вам, и пусть у Вас всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Алексеева М. М.. Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

           3 . Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001.- 255с.

4. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

5. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи/ А. Герасимова; под ред. Б. Ф. Сергеева. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.

6. Ельцова О. М. Значение беседы в работе с дошкольниками / Справочник старшего воспитателя. - 2008. - № 2. – С. 20.

7. Котелевская А. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс. 2002. – 256 с.

8. Колосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения/ Справочник старшего воспитателя. – 2009. - № 3. - С. 19.

9. Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет/ Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. С. 79.

10. Сухонина Н. И. Развитие связанной речи у дошкольников/ Дошкольная педагогика. 2005. - № 7. - С. 21.

11. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ сфера. 2009. – 208с.

12. Усова А. Родной язык в детском саду/ Дошкольное воспитание. – 2009. - № 6. – С. 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Учим детей говорить красиво"

На формирование правильной речи малыша большое влияние оказывает образец высказываний взрослого....

Вы хотите чтобы Ваш ребенок говорил красиво?

Уважаемые родители, говорите дома правильно и красиво. Э то касается именно родителей. Кого ребенок слышит чаще всего и, главное, кого он слушает внимательнее всего? Конечно же, тех, кто находится ряд...

Из опыта работы "Учим детей говорить красиво"

На формирование правильной речи малыша большое влияние оказывает образец высказываний взрослого....

Учить ребенка говорить красиво с выражением необходимо с раннего детства

Консультация для родителей.Учить ребенка говорить красиво с выражением необходимо с раннего детства. Как это сделать?...

Консультация для родителей: "Учим ребенка говорить красиво и с выражением".

Грамотную речь приятно слушать, а когда красиво и выразительно разговаривает ребенок – это приятно вдвойне. Умение четко и ясно излагать свои мысли – большой плюс и залог будущего успеха. ...

«Учим ребенка говорить грамотно и красиво»

Рекомендации для родителей...