Проект : "Основные направления взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников раннего возраста".
презентация к занятию (младшая группа) на тему
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Необходимо помочь родителям построить систему взаимодействия со своими детьми. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников раннего возраста.
Актуальность:
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Необходимо помочь родителям построить систему взаимодействия со своими детьми. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Цель: Выстроить подлинное доверие и партнерство с семьей на основе сотрудничества воспитателей и родителей, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детской организации на семью.
Задачи: - Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества.
- Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их педагогической компетенции .
Этапы проекта:
1 Организационный (подбор методической литературы, игр, материалов; составление анкет для родителей; разработка совместных мероприятий с родителями и консультации для родителей; пополнение предметно-развивающей среды группы; разработка информационного материала для родительского уголка; составление перспективного плана мероприятий проекта)
2 Основной (реализация проекта в соответствии с планом)
3 Итоговый (анализ проведенной работы)
Формы работы с родителями:
1. Информационно-аналитические;
2. Познавательные;
3. Досуговые;
4. Наглядно-информационные.
Информационно-аналитическая форма общения с родителями направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
Анкетирование - это неотъемлемая часть нашей работы, одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам с родителями нашей группы. С одной стороны, оно позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь, узнавать особенности здоровья воспитанников. С другой стороны, анкетирование помогает родителям оценить свои педагогические возможности. Вначале года проводились следующие анкеты «Давайте познакомимся», «Какой Вы родитель?», «Особенности семейного воспитания», Не случайно Выгодский сравнивал анкетирование « со стартовой площадкой при организации взаимодействия в любом образовательном процессе».
Проводим ознакомление с ребенком через письма «Давайте познакомимся». Родители от имени своего ребенка рассказывают о характере, увлечениях, характерных особенностях ребенка, о его здоровье, пишут свои пожелания и предложения.
Консультирование родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.
Выпуск памяток, информационных листов рекомендуемых развивающих игр.
Подбор специальной психолого-педагогической литературы для родителей.
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
Вовлекаем родителей в образовательный процесс через информирование о направлениях деятельности дошкольного учреждения;
раскрываем основные задачи воспитания ребенка в детском саду по программе «От рождения до школы
знакомим с формами и методами организации обучения.
проводим консультирование по вопросам организации игровых форм общения и обучения ребенка дома
знакомим с возрастными особенностями психического и физического развития детей раннего возраста
В своей группе выстраиваем взаимодействие с родителями, используя следующие принципы, ориентированные на семью: уважения, доброжелательности, проявление гибкости и чуткости.
Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей остаются родительские собрания. Форму проведения родительского собрания выбираем после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть собрание в виде презентации, заседание в виде круглого стола, чаепитие. В конце таких встреч проводим обсуждения с родителями – что понравилось, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Процент посещения родителями собраний достаточно высок
Такие формы родительских собраний позволяют решать сразу несколько задач, а именно:
- установление партнерских отношений с родителями;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
- обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком;
- развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок;
- выбор методов воздействия на ребенка соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, она помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми - это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в нашей группе.
Родители становятся активными участниками выставок:
«Новогодняя поделка», «Подарок для папы», «Цветы для мамы», «Любимая игрушка», «Поделки из природного материала». Родители вместе с детьми делают поделки, оформляют рисунки, изготавливают сенсорные игры.
Родители принимают участие в развлечениях: «В гости к Неваляшке», «Веселые игры», подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
В предпраздничные дни родители выпускают поздравительную газету.
По итогам праздников выпускаем диски с фотографиями детей.
Все участники соревнований выставок, конкурсов обязательно награждаются грамотами.
Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, формами и методами работы с дошкольниками.
- «Волшебный цветок мудрости» - помогает родителям поделиться своим опытом: « Я знаю, как научить ребенка к самостоятельности», « Как можно провести выходной день», « Как я занимаюсь с ребенком дома» и др.
Созданы уголки продуктивной деятельности детей «Наши рисунки», «Наши поделки», через которые родители наглядно знакомятся с успехами своего ребенка.
Выставка художественной литературы, знакомит родителей со сказками, стихами, рассказами для детей раннего возраста.
Выставка сенсорных игр, где предлагается родителям поиграть вместе с детьми.
Ожидаемый результат:
1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.
3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.
4. Родители смогут применять полученные знания для оздоровления своих детей.
Пути реализации:
Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта
Состав участников:
Дети, родители, воспитатели
Срок реализации проекта:
1 год
Теоретические положения:
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.
Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.
Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.
Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.
Распределение деятельности
План совместной работы с семьей на учебный год
№ | Формы работы | Задачи | Сроки | Ответственные |
1 | Анкетирование родителей | Познакомиться с родителями и детьми | Сентябрь | Родители |
2 | Выпуск газеты “Осень” | Знакомить родителей с художественным словом в развитии детей | Сентябрь | Воспитатели |
3 | Письма от имени ребенка «Давайте познакомимся» | Рассказ о характере, любимых играх , физическом развитии ребенка | Сентябрь | Родители |
4 | Консультация “Чем и как занять ребенка дома” | Заинтересовать родителей данной проблемой | Октябрь | Воспитатели |
5 | Беседа “Если хочешь быть здоров” | Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников | Октябрь | Воспитатели |
6 | Родительское собрание «Растем играя» | Помочь родителям в подборе игр для развития детей» | Ноябрь | Воспитатели |
7 | Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” | Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам | Ноябрь | Воспитатели Родители |
8 | Конкурс “Новогодняя игрушка” | Привлечь родителей к созданию новогодней игрушки совместно с детьми | Декабрь | Родители с детьми |
9 | Новогодний праздник | Доставить детям радость и удовольствие | Декабрь | Воспитатели Родители Муз. рук. |
10 | Выставка “Умелые руки” | Пополнить развивающую среду в группе | Январь | Родители Воспитатели |
11 | Семейный досуг “Какой хороший папа” | Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. | Февраль | Воспитатели Мамы |
12 | Развлечение «В гости к неваляшке | Привлекать родителей к укреплению здоровья детей | Февраль | Родители Воспитатели |
13 | Праздник “Мамин день” | Воспитывать любовь и доброе отношение к маме | Март | Воспитатели Родители |
14 | Встреча со специалистами “Теплый дом” | Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей | Апрель | Воспитатели |
15 | Играем вместе | Обучение родителей сенсорной игре с детьми | Апрель | Воспитатели Родители |
16 | Выставка “У мамы руки золотые” | Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе | Май | Мамы Воспитатели |
17 | Международный день семьи. “Вместе погуляем” | Провести прогулку детей с родителями с целью укрепления здоровья детей | Май | Родители Воспитатели |
18 | Экологический субботник благоустройство участка | Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны участка ДОУ | Май - июнь | Воспитатели Родители |
19 | День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” | Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение | Июнь | Родительский комитет |
20 | Выставка комнатных растений “Цветоград” | Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства | Июль | Родители |
21 | Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” | Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов | Август | Воспитатели |
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта
- групповые мероприятия;
- анализ родительских анкет;
- развлечения;
- родительские собрания и консультации.
Методические разработки
Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.
Методы и технологии
- анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;
- методы психофизического сопряжения;
- интеграция;
Необходимые условия реализации проекта
1.Интерес детей и родителей.
2.Наличие необходимой литературы.
Предложения по возможному распространению проекта
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности ДОУ и родителей воспитанников.
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот...
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-10981-1450886260.jpg)
Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями воспитанников"
Одной из сторон деятельности воспитателя ДОУ является взаимодействие с родителями, осуществляемое в разных формах. От этого во многом зависит развитие ребенка и успех педагогического процесса. Консуль...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/03/picture-490364-1412324811.jpg)
Родительское собрание. "Основные направления взаимодействия детского сада и семьи в укреплении и сохранении здоровья дошкольников"
Родительское собрание...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-778552-1459951348.jpg)
Проект "Основные направления и формы взаимодействия с семьей в вопросах здоровьясбережения
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-936103-1500184581.jpg)
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/27/picture-1036728-1558979853.jpg)
Основные направления взаимодействия воспитателя с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17584668","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"398"}}]]...