Профилактика дисграфии
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии
Уважаемые родители и педагоги! В последнее время дисграфия — стойкое нарушение письма, которое заключается в замене и искажении букв, — стала довольно распространенной проблемой начальной школы. Педагоги пришли к выводу, что профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.
Основное занятие ребенка дошкольного возраста — игра. В процессе игры можно придумать множество занимательных заданий, которые развивают речь и мышление у детей и помогают лучше запомнить начертание букв. Познакомив ребенка с очередной буквой, предложите малышу найти букву, с которой он только что познакомился на рекламных щитах, в газетах или журналах.
В первую очередь ребенок должен познакомиться с самыми распространенными гласными — А, У, О, И, затем — с согласными, с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее — со всеми остальными гласными и согласными. Когда ребенок запомнит все буквы, покажите ему картинку, на которой изображены все буквы алфавита. Хотим предостеречь вас от одной распространенной ошибки. Знакомя ребенка-дошкольника с буквами, называйте их так, как они произносятся в речи), есть (Б) (В) и так далее), а не так, как их принято называть в алфавите (БЭ) (ВЭ) (ГЭ). Ваш ребенок еще успеет выучить алфавит в школе, а сейчас, когда он только учится читать и впервые знакомится с буквами, ему надо знать, как произносить буквы при чтении. Читая вместе (ГЭ) и (А) малыш прочтет (ГЭА) а вовсе не (ГА)
Закрепляя произношение звука, познакомьте ребенка и с буквой, то есть графическим изображением этого звука. Нарисуйте букву, слепите из пластилина, а главное правильно назовите ее. Пусть ребенок, каждый раз отыскивая букву на картинке, громко называет ее.
Предлагаем несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.
Игра с пластилином
Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. По просите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.
Игра со счетными палочками или мозаикой
Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.
Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется ‚
« ниткография».
Буквы из проволоки
Взрослый может научить малыша делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв. Например, такую:
Буква К увидела издали свою старую знакомую букву У — и помахала ей (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли вместе погулять. IIришли буквы в лес и услышали песню кукушки “ку-ку, ку-ку”. Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть ее сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз... Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда пришла им на помощь буква А. Она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У. Получилась совсем другая песенка —АУ
Так можно придумать множество историй — насколько хватит вашей фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.
Лучше подбирать сочетания букв, которые имеют определенное значение, — короткие слова или звукоподражания. АУ; АХ; УХ; КУ; МУ; и др.
Развиваем тактильные ощущения
Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.
Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже не много читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трех букв.
Рисуем буквы в воздухе
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указа тельным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, ф, х, ш.
Занятия на прогулке
На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одно временно шагая по ним.
Игра с красками и водой
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Не забывайте подбадривать ребенка, если у него не сразу, получается, выполнить ту или иную букву. Одобряйте любую попытку самостоятельно написать или сделать букву или слово и тогда, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....