Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать.Желаю удачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Для вас, родители!
Приветствуем вас, уважаемые родители!
Для дошкольника с ОНР важным является подготовка к восприятию информации о букве, особенно ее графического образа. К моменту знакомства с буквой у ребенка должно быть достаточно развито зрительное восприятие и узнавание предметов, сформированы знания о форме, цвете, последовательности и количестве предметов, пространственное восприятие и представление, ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве, дифференциация правой и левой стороны предмета и тела. Кроме того должны быть сформированы речевые средства, отражающие зрительно – пространственные отношения.
Знакомя детей с буквой, логопед обычно соблюдает такую последовательность: «имя» буквы, т.е. ее название в алфавите, количество элементов, в какую сторону ( влево - вправо, вверх- вниз) «смотрят» элементы буквы, в каком положении относительно строки расположены элементы, какие звуки обозначаются на письме данной буквой, заглавная буква или строчная, похожи заглавная со строчной или нет ( как А и а, Б и б), на какие предметы или другие буквы она похожа. Задавая детям каждый раз одни и те же вопросы по каждой новой букве, я поняла, что их можно определенным образом упорядочить, систематизировать и даже внести в таблицу (см.приложения №1 и №2 ниже). Одним из достоинств таблицы является то, что ребенок может самостоятельно рассказывать о букве, сравнивать две (или более) буквы. Составляя данную таблицу, я учитывала, что в детском саду дети знакомятся только с печатными буквами, у которых число графических элементов ограничено ( в отличии от письменных букв, где число элементов (крючки , петли и др.) достаточно велико).
Приложение №1
1. « Имя» буквы в алфавите.
( « имя» буквы М в алфавите - « эм»…и т.д.)
2. Какие звуки (звук) обозначаются
этой буквой на письме.
( твердый и мягкий согласный
или гласный звук)
3.Над чертой / Заглавная или строчная
(большая или маленькая), =
/ под чертой-
похожи заглавная и строчная или нет. =
4.Количество элементов 1-2-3-…
( Сколько частей?)
5. Качество элементов
( прямые палочки, полукруг, круг или др.,
вертикальные, горизонтальные или др.)
Вопрос для детей – из каких частей состоит
буква?
6.В какую сторону « смотрят» верх
элементы (части) буквы: Л П
направо или налево. Элементы
находятся внизу или наверху
( например, у Ь полукруг внизу, низ
а у буквы Р – наверху).
7.Как расположены элементы
буквы относительно строчки
на строчке, над строчкой, ниже строчки.
8.На какие вещи, предметы похожа буква. Л
Ш
Ж А
Опорная схема для рассказа о букве (для сравнения букв)
Приведу пример рассказа о букве Аа по схеме.
Буква Аа в алфавите называется « а». Этой буквой на письме обозначается гласный звук А. Заглавная и строчная буквы отличаются: заглавная буква состоит из 3 частей - палочек( две наклонные и одна лежащая), а строчная состоит из линий. И заглавная, и строчная стоят на строчке, у них нет частей, которые спускаются со строчки. Заглавная буква похожа на шалаш, крышу, домик…
Сравнение двух букв: П и Ш по карточкам 2,3,4,5,6,7,8.
У букв П и Ш заглавная и строчная буквы одинаковые, отличаются только по росту. У буквы П три палочки, а у Ш - четыре. У буквы П две прямые вертикальные палочки, которые сверху соединены лежащей( горизонтальной) палочкой, а у буквы Ш наоборот горизонтальная палочка внизу, а три вертикальные прямые палочки « смотрят» наверх . Обе буквы « стоят» на строчке, никакие части не свисают вниз. Буква П похожа на ворота, качели, турник, а буква Ш , в отличие от П, похожа на щетку, старую расческу, на которой мало зубчиков, на грабли.
Желаю удачи в подготовке детей к школе!
Подготовила учитель – логопед ГОУ д/с №2035 Баронова В.В. Статья в журнале «Логопед в детском саду» №1 за 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/30/picture-716938-1609348229.jpg)
Советы родителям и педагогам "Как рассказывать детям сказки"
Благодаря этим советам сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-858000-1509836452.jpg)
Советы родителям "Зачем детям нужно рассказывать сказки"
Запомните, что дети – это ваша дальнейшая жизнь, а жизнь – это движение....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1173895-1570809368.jpg)
Консультация для родителей "Что и как рассказывать детям о войне и Победе?"
День Победы - хороший повод рассказать детям о войне. Данная консультация для родителей поможет подобрать правильные слова , чтобы рассказать о подвиге народа нашей страны....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/17/picture-1260892-1702832326.jpg)
Консультация для родителей «Детям о профессиях — рассказываем в сказке»
Дети растут быстро, и с каждым днем задают все больше и больше вопросов. И так хочется рассказать им все как можно интереснее и красочнее! В этот раз мы попробуем рассказать детям опрофессиях. Их очен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-1190971-1612180302.jpg)
Открытое занятие на тему «Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии при изучении букв В, в»
Это занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушением речи . В конспекте занятия предложены разные приёмы по профилактике оптической дисграфии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/27/picture-1056390-1545905664.jpg)
Буклет для родителей по применению метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей пересказу текстов и заучиванию стихотворений
Буклет для родителей по применению метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей пересказу текстов и заучиванию стихотворений...