Стендовая консультация для родителей "Кризис трех лет".
консультация (младшая группа) на тему
Стендовая консультация для родителей детей 2,5 - 4-х лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3-kh_let.docx | 298.99 КБ |
Предварительный просмотр:
или как построить отношения с ребенком 2,5 – 4 лет
Любые кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития, приводят к формированию важных новообразований, и поэтому т.н. «кризис 3-х лет» - это важный этап в становлении психического развития ребенка. Так или иначе, все дети проходят через него. В этот период ребенок начинает воспринимать себя отдельной личностью – такой же, как «эти большие взрослые вокруг», и активно проверять, где заканчиваются границы его возможностей, на что он может влиять. То есть ребенок испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. При этом, сталкиваясь с ограничениями в исполнении своих желаний, он приходит в ярость – это злость на то, что все идет не так, как он хочет.
Основные симптомы кризиса 3-х лет:
- Негативизм – ребенок отказывается делать даже то, что хочет (в отличие от непослушания), ему важно сделать именно наперекор взрослому. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят.
- Упрямство – ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он этого потребовал и не желает отступать.
- Строптивость - это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
- Своеволие, своенравие – это стремление к самостоятельности, но неадекватное возможностям ребенка. Он стремится все сделать сам, отказываясь от помощи взрослого.
- Обесценивание – ребенок перестает ценить то, что ценил раньше: любимые игрушки становятся плохими, ласковая бабушка – противной, родители – злыми. Малыш может начать ругаться, обзываться, ломать дорогие прежде игрушки, рвать книжки.
- Протест-бунт – со слов Л.С.Выготского: «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
- Деспотизм – ребенок начинает диктовать всем окружающим нормы м правила поведения: чем его кормить, во что одевать, что делать одним членам семьи, а что остальным. В семье с несколькими детьми этот симптом начинает принимать черты обостренной ревности по отношению к братьям и сестрам, в основе которой лежит то же стремление к господству.
Сталкиваясь с подобными проявлениями, Вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки – это лишь обратная сторона позитивных изменений личности ребенка, составляющих главный смысл всякого критического возраста. В периоды кризисов, как никогда больше, идет огромная конструктивная работа развития, резкие, значительные сдвиги и изменения в личности ребенка. И надеяться в это время на послушность ребенка не стоит.
Основные задачи этого периода:
- Формирование волевых качеств, умения добиваться своего, настаивать на собственном решении, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания. Проявление свое силы в эмоциях, в действиях.
- Исследование своих возможностей в противостоянии со взрослыми, изучение того, «что такое хорошо и что такое плохо». Исследование «границ»: когда взрослые непреклонны в своем решении, а когда можно настоять на своем.
- Осознание того, что такое злость, как можно ее адекватно выражать.
Как же помочь ребенку (и себе) в этот непростой период?
- Прежде всего, нужно понимать, что злость, охватывающая детей, - абсолютно «законное» чувство. Только механизмов распознавания и управления ею у детей еще нет (в отличие от взрослых) – они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе. Поэтому:
- нужно подождать, когда ребенок успокоится (он все равно Вас не слышит);
- после того, как он успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно разозлился (расстроился и т.п.)»;
- провести причинно-следственную связь: «Когда мама не дает то, что хочется, - это очень злит»;
- предложить, как можно в следующий раз выразить злость приемлемым способом (например, сказать: «Я злюсь на тебя!», стукнуть кулаком по столу, потопать, можно завести специальное «место злости» и др.).
- Важно, чтобы ребенок чувствовал «границы». Дети, у которых взрослые постоянно идут на поводу, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся очень тревожными, так как все время приходится быть в напряжении, удерживая власть. В социуме они с трудом устанавливают контакт со сверстниками, требуют постоянного внимания педагога.
- В случае жесткого подавления любых агрессивных проявлений ребенка (позиция взрослого: «ребенок должен быть хорошим всегда») возможны два варианта:
- ребенок дома «шелковый», а в детском саду – неуправляемый и агрессивный;
- ребенок старается соответствовать высоким требованиям, но периодически срывается и начинает постепенно винить себя, часто страдая при этом ночными страхами, энурезом, болями в животе.
Понимая, что эти трудности соответствуют возрастному этапу, важно сохранять относительное спокойствие, но при этом настаивать на своем, показывая ребенку твердые «границы». Чем понятнее ребенку правила, по которым он живет, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно он начинает понимать себя, свои переживания, а также осваивает способы адекватного их выражения: не только через тело, но и с помощью рисунка, проговаривания, ролевой игры. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребенка, то у него формируется способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и уважительно относиться к правам окружающих.
И в конце хочется сказать: «Любите ребенка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым, и заплаканным, и во время истерик, и во время достижений, и настойчивым, и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит».
- Громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- Попрыгать на скакалке.
- Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
- Подраться с братом или сестрой.
- Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить «бой» с боксерской грушей.
- Пробежать по коридору школы, детского сада.
- Полить цветы.
- Быстрыми движениями руки стереть с доски.
- Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
- Погоняться за кошкой (собакой).
- Пробежать несколько кругов вокруг дома.
- Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
- Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
- Постирать белье.
- Отжаться от пола максимальное количество раз.
- Сломать несколько игрушек.
- Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- Стучать карандашом по парте.
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
- Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
- Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовая консультация "Артикуляционная гимнастика"
Материал для оформления информационного стенда для родителей...
«Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» (стендовая консультация)
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой...
Информация для родителей / Стендовые консультации : "В какой спорт отдать ребенка?", "Прогулки на лыжах"...
Тексты для размещения на информационные щиты для родителей: "ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ" , "В КАКОЙ СПОРТ ОТДАТЬ РЕБЕНКА?", " пРОГУЛКИ НА ЛЫЖАХ"....
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...
Стендовые консультации для родителей.
Четыре стендовые консультации для родителей о том как правильно учить стихи, памятка родителям о том как выполнять задания логопеда и т.д....
Стендовые консультации для родителей.
Четыре стендовые консультации для родителей о том как правильно учить стихи, памятка родителям о том как выполнять задания логопеда и т.д....
Конспекты консультаций, стендовых консультации для родителей
Конспекты консультаций, стендовых консультации для родителей...