Готовность ребенка к поступлению в школу.
консультация (подготовительная группа) на тему

Арутюнян Лусине Врежевна

Консультация для родителей на тему:  " Готовность ребёнка к поступлению в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625  

с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина

 структурное подразделение «отделение дошкольного образования»

Консультация для родителей на тему:

«Готовность ребенка к поступлению в школу».

Материал подготовила:

воспитатель Арутюнян Л.В.

 

Санкт-Петербург

2014год

Готовность ребенка к поступлению в школу.

Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания.

Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного трехлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины. Итак, что представляет собой готовность ребёнка к школе?

Психологическая готовность ребёнка к школе. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия.

Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая».

Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им.

Немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни.

 Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни:

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;

- формировать представления о добре и зле;

- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

Образовательная область «Познавательное развитие»

-целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений;

- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно- развлекательных и культурных мероприятий;

- формировать позитивное отношение к миру;

- способствовать совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков;

- развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы;

Образовательная область «Речевое развитие»

- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информации из прочитанных произведений художественной литературы;

- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы;

- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;

- способствовать освоению ребенком речевого этикета;

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при постановке ударения;

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

- вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;

- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, выразительности слова;

- познакомить с произведениями живописи

- формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.


Готовность ребенка к поступлению в школу.

Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания.

Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного трехлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины. Итак, что представляет собой готовность ребёнка к школе?

Психологическая готовность ребёнка к школе. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия.

Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая».

Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им.

Немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни.

 Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни:

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;

- формировать представления о добре и зле;

- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

Образовательная область «Познавательное развитие»

-целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений;

- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно- развлекательных и культурных мероприятий;

- формировать позитивное отношение к миру;

- способствовать совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков;

- развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы;

Образовательная область «Речевое развитие»

- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информации из прочитанных произведений художественной литературы;

- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы;

- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;

- способствовать освоению ребенком речевого этикета;

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при постановке ударения;

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

- вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;

- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, выразительности слова;

- познакомить с произведениями живописи

- формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Консультация для родителей на тему:

«Готовность ребенка к поступлению в школу».

Санкт-Петербург

2014г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к поступлению в школу.

Консультация для родителей на тему:  " Готовность ребёнка к поступлению в школу"...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Памятка для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к поступлению в школу».

Материал затрагивает основные положения готовности ребёнка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений &ndash...

Памятка для родителей подготовительной группы: «Готовность ребенка к поступлению в школу».

Изучив этот материал родители узнают как подготовить ребёнка к поступлению в первый класс , на что обратить внимание чтобы переход от дошкольного детства к школьному был плавным, меннее болезненным....

Памятка для родителей подготовительной группы: «Готовность ребенка к поступлению в школу».

Изучив этот материал родители узнают как подготовить ребёнка к поступлению в первый класс , на что обратить внимание чтобы переход от дошкольного детства к школьному был плавным, менее болезненным....

Памятка для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к поступлению в школу».

Цель: повышение компетенции родителей по вопросам готовности детей к школе.  Задачи: познакомить родителей с содержанием готовности ребёнка к школе; предложить практическое руководство и кон...

Интеллектуальная готовность ребенка к поступлению в школу.

Интеллектуальная готовность ребенка дошкольного возраста к поступлению в школу. Советы родителям....