Гендерное воспитание
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Незабудка»
Гендерное воспитание детей 3 – 5 лет
Автор:
Гильванова Э.А.
МБДОУ №6 «Незабудка»
Психолог
Цель игры: знакомство с диагностическими методиками по изучению гендерных установок у детей 3-5 лет, педагогов и родителей.
Оборудование: маркеры, авторучки, планшеты, бумага для записей.
Группа участников: педагоги ДОУ.
Время проведения: 40 минут.
Организационный этап.
Педагогам предложено принять участие в игре с целью ознакомления с диагностическими методиками по изучению гендерных установок и стереотипов у детей 3-5 лет, педагогов и родителей. Для этого участники игры разделены на 3 группы: «дети», «родители», «педагоги ДОУ». Каждой группе предложено выбрать спикера, который по окончании выполнения здания смог бы обобщить и озвучить результат работы групп.
Теоретическая часть.
Психолог: «Сегодня к детским садам предъявляются высокие требования, в соответствии с которым в системе дошкольного образования востребованным становится психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие стало неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения. Наше дошкольное учреждение в своем развитии идет в ногу со временем и в ходе инновационной работы решает одну из основных задач дошкольного образования – задачу социализации воспитанников, когда создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная социализация – под ней понимается процесс создания у девочек и мальчиков представлений о мужественности и женственности, направленный на понимание ими своей индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на психику, эмоциональное равновесие, самочувствие человека.
Чтобы оценить результаты процесса формирование гендерной социализации, надо проводить диагностические срезы в начале и конце учебного года.
Практическая часть
1 этап
Группам предложены анкеты: «родителям» - анкета для родителей (приложение 1), «педагогам ДОУ» - анкета для педагогов (приложение 2). Также дана письменная инструкция по проведению диагностики. Группе «дети» предложено пройти интервьюирование (приложение 3). Причем спикер данной группы выступает в роли психолога, а остальные участники – в роли «девочек» и «мальчиков», которые должны отвечать на вопросы. На выполнение задания первого этапа отведено 5 минут. По истечении этого времени спикер от каждой группы проводит анализ результатов анкетирования по предложенной инструкции.
2 этап
Основная цель данного этапа – познакомить участников деловой игры с диагностическим инструментарием для работы с детьми 4-5 лет.
Психолог: «В средней группе с детьми 4-5 лет мы формируем у девочек и мальчиков интерес взаимодействия с представителями противоположного пола. Как указывают психологи, именно в этом возрасте для детей значимым становится сверстник и общение с ним».
Затем психолог предлагает группе «дети» ответить на вопросы интервью на тему «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (приложение 4), группе «родители» - также ответить на вопросы о взаимодействии мальчиков и девочек (приложение 5), группе «педагоги ДОУ» - проанализировать педагогические ситуации (приложение 6). Спикеры каждой группы по истечении 5 минут определяют наиболее частые ответы и озвучивают их.
Заключительная часть
Отзывы участников игры. Вопросы участникам:
- Получили ли вы удовлетворение от игры?
- Узнали ли что-то новое для себя?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
Приложение 1
Анкета для родителей
Цель: определение индивидуальных и гендерных отличий у детей раннего и дошкольного возраста.
Особенности воспитания ребенка в семье
- Кто чаще воспитывает ребенка?_____________________________
- Кого в семье ребенок слушается ( всех, маму, папу, никого)?_____
_______________________________________________________________
Отношение к воспитанию девочек и мальчиков
- Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному ( да, нет, не знаю)?________________________
- Считаете ли вы необходимым участие педагогов-мужчин в воспитании дошкольников (да, нет , не знаю)?_______________________________
- Должно ли отличаться физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и в семье (да, нет, не знаю)?_________________________
- Считаете ли Вы необходимым раздельное трудовое воспитание в детском саду: для мальчиков – столярное днло, для девочек – рукоделие (да , нет, не знаю)?__________________________________
- Считаете ли Вы что мальчики и девочки отличаются:
- Эмоциями (да, нет, не знаю)_______________________________
- Поведением (да, нет, не знаю)______________________________
- Интеллектом (да, нет, не знаю)_____________________________
- Способностями (да, нет, не знаю)___________________________
Приложение 2
Анкета для педагогов
Цель: определить гендерные установки и отношение к гендерному воспитанию у педагогов ДОУ, изучить их готовность рассматривать гендерное воспитание в детском саду.
№ п/п | Вопрос | Да | Нет | Не знаю (иногда) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Ощущаете ли вы себя женщиной? | |||
2 | Сожалели вы когда-нибудь, что являетесь женщиной? | |||
3 | Считаете ли Вы, что женщиной быть лучше, чем мужчиной? | |||
4 | Считаете ли Вы, что общаться с женщинами легче, чем с мужчинами? | |||
5 | Считаете ли Вы, что мужчине не дано понять женщину? | |||
6 | Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному? | |||
7 | Считаете ли Вы необходимым участие педагогов-мужчин в воспитании дошкольников? | |||
8 | Должно ли отличаться физическое воспитание девочек и мальчиков в детском саду? | |||
9 | Считаете ли Вы необходимым раздельное трудовое воспитание в детском саду (девочки – рукоделие, мальчики – столярное дело)? | |||
10 | Считаете ли Вы, что девочки и мальчики отличаются: а) эмоциями б) поведение в) интеллектом г) способностями |
Положительные ответы на вопросы с 1 по 5 говорят о неприятии гендера и его устойчивости и самого педагога; на вопросы с 6 по 10 – о готовности заниматься гендерным воспитанием в детском саду.
Положительные ответы на вопросы 1,6,7,8,9.10 оцениваются в 2 балла, отрицательные- - 0 баллов, иногда (не знаю0 – 1 балл.
Положительные ответы на вопросы 2,3,4,5 оцениваются как 0 баллов, отрицательные – 2 балла, не знаю – 1 балл.
Показатели суммируются, и проводится статистическая обработка.
Приложение 3
Интервьюирование детей(3-4 лет)
Цель: определение гендерной идентичности ребенка, устойчивости его гендерного образа «Я».
Инструкция: педагог организует индивидуальную беседу с ребенком и фиксирует ответы.
1.Установление контакта с ребенком и определение гендреной идентичности:
- Какая твоя любимая игрушка дома?
- Какая твоя любимая книжка, сказка?
- Какой твой любимый мультфильм?
- Каким цветом ты любишь рисовать?
- Что ты любишь рисовать?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? (профессия)
- С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?
- Кого бы ты хотел пригласить к себе в гости – девочку или мальчика?
- Если мальчик играет в куклы, он может превратиться в девочку?
- Если девочку коротко подстричь, она может стать мальчиком?
2. Определение гендерной идентичности (В.Е.Каган, 2000):
- Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, в этом и других вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, например, ля мальчиков – «ДЯДЯ», «муж», «папа» и т.п.)
- Когда ты вырастешь, кем ты будешь:
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой.
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь:
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой.
- Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком9девочкой), а утром проснешься девочкой(мальчиком)?
- Если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком(девочкой), а проснуться девочкой(мальчиком)?
- Знаешь ли ты, чем отличаются девочки от мальчиков? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – это одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)
Приложение 4
Интервьюирование «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (4-5)
Цель: Выявление интереса к взаимодействию с представителями противоположного пола в средней группе.
Инструкция: педагог организует индивидуальную беседу с ребенком и фиксирует ответы .
Вопросы для девочек:
- Тебе нравятся наши мальчики?
- Какие у нас мальчики?
- У тебя есть друзья – мальчики7
- Тебе нравится играть с мальчиками?
- В какие игры ты играешь с мальчиками?
Вопросы для мальчиков:
- Тебе нравятся наши девочки?
- Какие у нас девочки?
- У тебя есть друзья – девочки7
- Тебе нравится играть с девочками?
- В какие игры ты играешь с девочками?
Приложение 5
Опрос родителей «Должны ли девочки и мальчики 4-5 лет взаимодействовать с представителями противоположного пола»
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Нужно ли, чтобы дети 4-5 лет разного пола взаимодействовали друг с другом? Почему?
- Что рассказывает Ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?
Приложение 6
Педагогические ситуации
Инструкции педагогам: проанализируйте ситуацию и найдите решение конфликта.
Ситуация 1
Мальчик и девочка поссорились. Причина ссоры – не поделили велосипед, который не принадлежит ни одному из них. Как вы поступите?
Ситуация 2
Даша не любит делиться игрушками с другом Димой. Они в очередной раз поссорились. Она прибежала к воспитателю с торжествующим видом, гордая собой, и с улыбкой заявила: «Димка – дурак, он меня обозвал, а я его стукнула!» Как вы поступите?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
« Детский сад №84 «Серебряное копытце»
Деловая игра
«Просто о сложном»
(гендерное воспитание)
Набережные Челны
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...