Родительское собрание в ясельных группах
консультация на тему
«Цели,задачи и основные направления психологического сопровождения в ДОУ.
«Условия успешной адаптации к ДОУ»
«Возрастные особенности детей 2-3 лет.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_yaselnoy_gruppe_adaptatsiya_.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад «Ивушка» №42
Родительское собрание в ясельной группе:
«Цели,задачи и основные направления психологического сопровождения в ДОУ.
«Условия успешной адаптации к ДОУ»
«Возрастные особенности детей 2-3 лет.»
Педагог-психолог:Адова И.В.
Родительское собрание в ясельной группе.
План:
1.Цели,задачи и основные направления психологического сопровождения в ДОУ.
2.Условия успешной адаптации к ДОУ
3.Возрастные особенности детей 2-3 лет.
1.Цели,задачи и основные направления психологического сопровождения в ДОУ.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.
Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
- психодиагностика;
- коррекция и развитие;
- психологическое консультирование;
- психопрофилактика,психологическое просвещение и обучение.
Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития, выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Основными формами работы являются:
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах),
- развивающие игры;
- индивидуальные психокоррекционные занятия;
- тренинговые занятия;
- занятия по подготовке детей к школьному обучению.
Психологическое консультирование.
Цель:оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.Консультирование проводиться по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение и психопрофилактика.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, и родителей;актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
Используемые программы:
Л.М.Костина «Игровая терапия с тревожными детьми:«Сказочная шкатулка», «Самочувствие»,«Это - Я».СПБ:Речь, 2003.
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. « Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватсаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М. : Генезис, 2010.
Куражева Н.Ю. Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А «Цветик-семицветик».Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников.СПБ.: Речь, 2013 .
Локалова Н.П. Локалова Д.П. Готовимся к школе.М.:Генезис,2014
Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб,2003
«Тропинка к своему Я. Дошкольники» под ред. О. В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушиной. М.: Генезис, 2005
2.Адаптация к условиям ДОУ
В первую очередь, к посещению ребенком детского сада должны быть готовы родители! Душевные переживания, чувство вины, что собственное чадо вы отдаете чужим людям, домашние споры между родителями – «пора» ли идти в детский сад, или можно еще подождать, нарушают душевное равновесие не только родителей, но и малыша. Решение доверить дитя общественному воспитанию должно быть выверено и принято всеми членами семьи. Очень важно настроить ребенка на встречу с воспитателем, и настроиться на расставание с ребенком самому родителю. Доверить важную миссию – отвести малыша в детский сад, можно тому из членов семьи, кто спокойно и твердо объяснит ребенку необходимость посещения группы, обсудит, как ребенок проведет время в детском саду, и обязательно напомнит малышу, что его заберут домой, что его не оставляют здесь навсегда.
Ребенку, поступившему в ясельную группу , необходимо хотя бы минимальные навыки самостоятельности. Например, проситься на горшок. К 1,5 годам ребенок уже способен контролировать функцию кишечника ,позднее у него появляется и способность более или менее регулярно контролировать позывы к мочеиспусканию.
Учить малыша раздеваться и одеваться начинайте еще до года, пусть хотя бы в форме активного сотрудничества с вами («Поднимими ручки!», «Дай ножку!»).После года ребенок уже способен сам снимать с себя носки, шапку, колготки, трусики. После двух он сможет и одеваться, это ему легче будет сделать, если после раздевания одежда правильно уложен, вывернута на лицевую сторону, пряжки на туфельках расстегнуты.Но полностью раздеться и одеться ребенок способен к 3 годам.
Очень важны навыки аккуратной еды, и прежде всего владение ложкой, умение сидеть за столом. Кормить ребенка нужно усадив его на детский стульчик или за низенький столик.
Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.
Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.
Специальные наблюдения показали, что в процессе адаптации к коллективу решающее значение приобретают умение и желание ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, причем не только с близкими, но и с малознакомымиПоэтому обратите внимание на развитие речи своего малыша. Может ли он, хотя бы в самой краткой форме отвечать на вопросы, обращается ли сам к взрослым с вопросами, просьбами?
Вот, к примеру, мама говорит полуторагодовалому Сереже: « Позови бабушку, скажи: «Бабушка ,мама зовет». Или отец, предлагает двухлетней дочке, которая одна возится в песочнице: « Позови Таню играть, скажи: «Таня, давай играть вместе».Вспоминая мамины наставления о том, что надо делиться игрушками, Алеша молча тычет машинку девочке в грудь. «Не надо так,- поправляет мама,- скажи: «Таня, возьми машинку» и тд? Так постепенно воспитывается общительность- качество, столь необходимое в жизни!Развитию речи и мышления способствуют игры, основанные на вопросах и ответах. Постройте вместе с ребенком дом из строительного набора и поместите туда игрушечных мишку, кошку, собачку. Взрослый предлагает ребенку спросить: «Кто в домике живет? И, показывая одного за другим обитателей домика, побуждает ответить: «Мишка, в домике живет». В такой игре могут участвовать несколько детей.
Желательно во время прогулок устраивать коллективные игры малышей- с мячиком, в «салочки»,в «кошки-мышки». Научите своего ребенка обмениваться игрушками, поочередно с другими кататься на качелях, самокате.
Все это поможет ребенку быстрее и легче освоиться в детском коллективе, вступить в общение с воспитателями и другими детьми.
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.
Расскажите ребенку о детском саде. Сходите на участок и посмотрите, а по возможности и поучаствуйте в играх детей примерно возраста вашего ребенка.
Заранее познакомьтесь с воспитателями и помощником воспитателя, расскажите об особенностях вашего ребенка, его предпочтениях и привычках.
Адаптация ребенка к детскому саду.
Не оставляйте ребенка сразу на целый день. Но и не затягивайте с кратковременными посещениями.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.Максимум внимания.Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.Не пугайте садиком. Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
3.Возрастные особенности детей 2—3 лет
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство. | |
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи. | |
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых. | |
Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия. | |
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе». | |
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи. | |
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. | |
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят. |
Вам как его родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре. | |
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого! | |
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. | |
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество. | |
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить. | |
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового. | |
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются. | |
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в ясельной группе "Распорядок дня ребенка раннего возраста"
В форме семинара- практикума с работой в группах....
Итоговое родительское собрание в ясельной группе
Предложен пример итогового весеннего родительского собрания в первой младшей группе. Мы совместно с родителями анализируем проведеную нами в течение года работу, определяем,чему научились наши дети, ч...
Родительское собрание в ясельной группе. «Давайте познакомимся».
Родительское собрание в ясельной группе. «Давайте познакомимся».Цель: Создание эмоционально положительного настроя на совместную работу ДОУ и...
Родительское собрание в ясельной группе "«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни"
Родительское собрание проводилось в смешанной группе....
Итоговое Родительское собрание в ясельной группе.«Чему мы научились за год. Успехи нашей группы».
Итоговое Родительское собрание в ясельной группе.«Чему мы научились за год. Успехи нашей группы»....
Итоговое родительское собрание в ясельной группе «ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ ЗА ГОД. УСПЕХИ НАШЕЙ ГРУППЫ»
Итоговое родительское собрание в ...
Итоговое родительское собрание в ясельной группе «ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ ЗА ГОД. УСПЕХИ НАШЕЙ ГРУППЫ»
Итоговое родительское собрание в ...